г. Ульяновск, ул. Радищева, д.5
Приёмная: (8422) 44-06-49; 67-68-67(доб. 562)
Факс: (8422) 44-06-49
e-mail: info@mcx73.ru

О Министерстве » Документы » Документы » Постановление Правительства Ульяновской области от 17 сентября 2009 г. № 34/338-П Об утверждении областной целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области" на 2010-2012 годы
Начинающий фермер :: Противодействие коррупции

Постановление Правительства Ульяновской области от 17 сентября 2009 г. № 34/338-П Об утверждении областной целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области" на 2010-2012 годы

Файлы для просмотра и скачивания документа :

.doc Посмотреть .zip


Правительство Ульяновской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

 

от 17 сентября 2009 г.     № 34/338-П

 

 

 

 

 

Об утверждении областной целевой программы

«Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области»
на 2010-2012 годы

 

 

 

Правительство Ульяновской области  п о с т а н о в л я е т:

  1. Утвердить областную целевую программу «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области» на 2010-2012 годы (прилагается).
  2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
    заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра сельского хозяйства Якунина А.И.

 

 

 

Исполняющий обязанности

Губернатора – Председателя

Правительства области                                                              А.П. Пинков

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ульяновской области

от 17 сентября 2009 г. № 34/338-П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Областная целевая программа

«Развитие малых форм хозяйствования на селе

Ульяновской области» на 2010-1012 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт Программы

 

Наименование

Программы

областная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области» на
2010 – 2012 годы (далее – Программа).

 

Основания

для разработки

Программы

Федеральный  закон  от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

Федеральный  закон  от  19.06.1992 № 3085-1 «О  потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации)»;

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»;

поручение Правительства Ульяновской области от 16.06.2009 № 587-ПС.

 

Государственный заказчик
Программы

 

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.

Разработчик

Программы     

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.

 

Цели Программы                           

обеспечение экономических условий для создания стабильно работающей системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса (далее – АПК), повышение занятости, доходов и уровня жизни сельского населения Ульяновской области.

 

Задачи

Программы

развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования на селе;

разработка механизма государственной поддержки реализации Программы;

создание полного замкнутого цикла воспроизводства: производство, переработка, сбыт сельскохозяйственной продукции;

стимулирование создания в сельской местности сельскохозяйственных потребительских кооперативов с целью организации производства сельскохозяйственной продукции;

организация переработки сельскохозяйственной продукции через полную загрузку действующих перерабатывающих предприятий и создание модульных молочных заводов;

организация системы сбыта продукции через существующие торговые сети и создание управляющей компании.

 

Важнейшие

целевые
индикаторы и показатели
Программы    

увеличение объёмов сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах (далее – ЛПХ) населения Ульяновской области в связи с увеличением поголовья скота и продуктивности;

снижение уровня безработицы в сельских районах путём создания рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, а также дополнительного обеспечения самозанятости населения в ЛПХ;

повышение уровня жизни сельского населения Ульяновской области.

 

Срок реализации Программы

 

2010-2012 годы.

Объёмы и источники финансирования Программы

предполагаемый объём финансирования Программы

717328,26 тыс. рублей, в том числе:

2010 год:

федеральный бюджет  – 11646,13 тыс. рублей,

областной бюджет Ульяновской области (далее – областной бюджет) – 37483,55 тыс. рублей,

внебюджетные средства – 106834,62 тыс. рублей;

2011 год:

федеральный бюджет  – 22905,71 тыс. рублей,

областной бюджет – 81286,06 тыс. рублей,

внебюджетные средства –222152,00 тыс. рублей;

2012 год:

федеральный бюджет  – 13992,03 тыс. рублей,

областной бюджет – 80053,12 тыс. рублей,

внебюджетные средства – 140975,04 тыс. рублей.

 

 

Основные
исполнители
мероприятий Программы           

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области;

управление развития местного самоуправления областного государственного учреждения «Управление делами Ульяновской области»;

открытое акционерное общество «Корпорация развития Ульяновской области» (по согласованию);

органы местного самоуправления  (по согласованию);

крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – КФХ);                           
ЛПХ;                 

сельскохозяйственные потребительские кооперативы;                            

областное государственное учреждение «Информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Ульяновской области» (далее – ОГУ «ИКЦ АПК») (по согласованию);

областное государственное унитарное предприятие «Имущество» (далее – ОГУП «Имущество») (по согласованию);

некоммерческое объединение Фонд «Ульяновский региональный фонд поручительств» (по согласованию).

 

Система
управления
Программой                        

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области осуществляет контроль за выполнением Программы и отчитывается о ходе её реализации перед Правительством Ульяновской области.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

увеличение объёма молока, произведённого ЛПХ, обслуживаемыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, занимающимися сбором и переработкой молока, до 37,5 тыс. тонн;

увеличение численности коров у населения, обслуживаемого сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, занимающимися сбором и переработкой молока, до 9,375 тыс. голов;

увеличение численности населения, обсуживаемого  сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, до 6,25 тыс. человек;

создание около 350 новых рабочих мест.

 

 

  1. 1.     Обоснование необходимости реализации мероприятий,
    направленных на развитие малых форм хозяйствования
    в Ульяновской области

 

В современных условиях роль и функции малых форм хозяйствования АПК в социально-экономическом развитии села существенно изменились. Малые формы хозяйствования АПК, представленные КФХ, ЛПХ и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, являются полноправными участниками многоукладной аграрной экономики Ульяновской области.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

ЛПХ – форма предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведётся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретённом для ведения ЛПХ.

Для удовлетворения своих потребностей малые формы хозяйствования объединяются в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые являются частью разветвлённой системы кооперативных организаций. 

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признаётся сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими ЛПХ гражданами, при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

В сельской местности проживают 351,9 тыс. человек, или 26,8 процента численности населения Ульяновской области. В сельском хозяйстве Ульяновской области занято 80,4 тыс. человек, или 14 процентов работающего населения Ульяновской области.

По данным статистики, в 2009 году на территории Ульяновской области зарегистрировано 1142 КФХ, 170964 ЛПХ и 26 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 8 кредитных и 18 снабженческо-сбытовых.

В 2008 году хозяйствами всех категорий получено продукции сельского хозяйства на сумму 23216,5 млн. рублей, что составило 157,4 процента к 2007 году. Фермерскими хозяйствами произведено продукции сельского хозяйства на сумму 1801,7 млн. рублей (208 процентов к 2007 году). ЛПХ населения произведено продукции сельского хозяйства на сумму 10981,8 млн. рублей (133 процента к 2007 году). Ими произведено молока 69,7 процента, мяса скота и птицы – 76,6 процента, овощей – 89,6 процента, картофеля – 66,2 процента.

В структуре поголовья сельскохозяйственных животных на хозяйства населения приходится 54 процента крупного рогатого скота, 59 процентов – свиней, 87 процентов – овец и коз (к началу января 2008 года – соответственно 53, 54, 86 процентов). На КФХ приходится 4,4 процента поголовья крупного рогатого скота (на 01 января 2008 г. – 4,9 процента), 1,6 процента – свиней (на
01 января 2008 года – 2,3 процента), 6,6 процента – овец и коз (на 01 января 2008 года – 5 процентов).

В 2009 году остаются высокими темпы кредитования граждан, ведущих ЛПХ. На 01 сентября 2009 года получено 39043 кредита на сумму 514,5 млн. рублей. В 2008 году предоставлено 7263 кредита на сумму 834,6 млн. рублей, в 2007 году – 7075 кредитов на сумму 719,6 млн. рублей. Всего с начала реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», гражданами, ведущими ЛПХ, получено 22795 кредитов на общую сумму 2514,9 млн. рублей. При этом общий объём субсидий, поступивших  из федерального  бюджета и областного бюджета, составил 242,3 млн. рублей, в том числе 235,6 млн. рублей из федерального бюджета  и 6,7 млн. рублей – из областного бюджета.

Стратегия выживания сельчан вывела на особое место личное подворье, и если раньше доходы от ведения ЛПХ рассматривались как вспомогательный источник производства сельскохозяйственной продукции, наполняющий потребительскую продовольственную корзину сельских жителей, то сейчас для многих они являются основным и порой единственным источником прямых денежных поступлений.

Однако в последние годы можно наблюдать уменьшение численности ЛПХ и КФХ, что приводит к сокращению поголовья сельскохозяйственных животных и объёмов производимой ими сельскохозяйственной продукции.

На 01 января 2009 года в хозяйствах населения имелось 81,5 тыс. голов крупного рогатого скота (94,6 процента к уровню прошлого года), в том числе 42 тыс. голов коров (91,7 процента к уровню прошлого года), 66,3 тыс. голов свиней (95,6 процента к уровню прошлого года), 48,3 тыс. голов  коз и овец (105,9 процента к уровню прошлого года).

По предварительным данным, наблюдается тенденция к дальнейшему снижению поголовья скота в Ульяновской области. За 7 месяцев 2009 года поголовье крупного рогатого скота в ЛПХ сократилось до 85,7 тыс. голов (98,8 процента к аналогичному периоду прошлого года), коров – до 40,9 тыс. голов (90,3 процента к аналогичному периоду прошлого года). Соответственно уменьшилось и производство молока.

 

 

 

Информация о производстве отдельных видов сельскохозяйственной
продукции в Ульяновской области за 2007, 2008 годы и 7 месяцев 2009 года

 

(тыс. тонн)

Вид продукции

2007 г.

2008 г.

2008 г. в % к 2007 г.

7 месяцев

%

2008 г.

2009 г.

Мясо (реализовано в живом весе), всего

51,2

53,9

105,0

30,0

31,8

106,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

сельхозпредприятия

9,1

11,7

129,0

5,6

7,4

132,0

КФХ

0,8

0,9

113,0

0,4

0,3

75,0

ЛПХ

41,3

41,3

100,8

24,0

24,0

100,0

Молоко, всего

290,4

287,0

98,8

186,5

175,7

94,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

сельхозпредприятия

82,1

78,7

95,9

49,7

50,4

101,3

КФХ

7,9

8,4

106,3

5,2

4,9

94,2

ЛПХ

200,4

199,9

99,8

131,5

120,3

91,5

Поголовье коров, всего тыс. голов

73,1

69,3

94,8

72,03

66,81

92,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

сельхозпредприятия

24,6

24,3

98,6

24,45

23,57

95,4

КФХ

2,6

2,4

92,1

2,3

2,4

101,9

ЛПХ

45,9

42,6

92,9

45,2

40,9

90,3

 

Разработанная Программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития малых форм хозяйствования в Ульяновской области. Повышение производительности малых форм хозяйствования, их устойчивое развитие позволят увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличить объёмы сельскохозяйственного производства, улучшить жизнь сельского населения, а также решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК России.

В настоящее время государственная поддержка малых форм хозяйствования осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Фе­дерации  от 04.02.2009 № 90 «О распределении и предоставлении в 2009 – 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», в соответствии с которым  субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным:

1) гражданами, ведущими ЛПХ, в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве»:

после 01 января 2005 года на срок до 5 лет – на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л. с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного гражданином, ведущим ЛПХ, в текущем году, не превышает
700 тыс. рублей;

после 01 января 2007 года на срок до 2 лет – на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе материалов для теплиц, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного гражданином, ведущим ЛПХ, в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей;

после 01 января 2008 года на срок до 5 лет – на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

2) КФХ:

после 01 января 2005 года на срок до 8 лет – на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин и оборудования, используемых для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и на закладку многолетних насаждений и виноградников, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на 1 хозяйство;

после 01 января 2007 года на срок до 2 лет – на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на 1 хозяйство;

после 01 января 2008 года на срок до 5 лет – на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

3) сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческими, сбытовыми (торговыми), перерабатывающими и обслуживающими), созданными в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации»:

после 01 января 2005 года на срок до 8 лет – на приобретение техники и оборудования, в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, племенных молодняка и стад птиц, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин и оборудования для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, на строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, торговых мест, используемых для реализации сельскохозяйственной продукции, пунктов по приёмке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и закладку многолетних насаждений и виноградников, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на 1 кооператив;

после 01 января 2007 года на срок до 2 лет – на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе материалов для теплиц, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе для поставки их членам кооператива, отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, на закупку сельскохозяйственной продукции, произведённой членами кооператива для её дальнейшей реализации, организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на 1 кооператив;

после 01 января 2008 года на срок до 5 лет – на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Несмотря на достаточно серьёзную государственную поддержку малых форм хозяйствования АПК, их развитие сдерживается рядом факторов, основными из которых являются:

трудности при реализации сельскохозяйственной продукции вследствие неотработанности системы сбыта. Члены КФХ, ЛПХ вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным заготовителям и организациям на невыгодных условиях;

низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

ограниченный доступ к кредитным ресурсам вследствие отсутствия залогового обеспечения;

трудности в получении научно-технической и рыночной информации, а также различного рода консультационных услуг;

отсутствие механизма регулярного взаимодействия между органами власти, с одной стороны, и КФХ и ЛПХ, с другой.  

Вышеобозначенные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения малых форм хозяйствования на селе, их решение невозможно отдельно без участия государства.

В связи с тем, что малые формы хозяйствования на селе – это не просто коммерческая деятельность, это форма социальной организации населения в сельской местности, задачей государства является создание экономических и институциональных условий, снятие барьеров, препятствующих их развитию.

На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа, то есть на решение не только экономических, но и социальных задач.

  1. 2.     Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели

 

Целями Программы являются обеспечение экономических условий для создания стабильно работающей системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе малых форм хозяйствования АПК, повышение занятости, доходов и уровня жизни сельского населения Ульяновской области.

Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:                

1) разработка механизма государственной поддержки реализации Программы;

2) стимулирование создания в сельской местности сельскохозяйственных потребительских кооперативов с целью организации производства сельскохозяйственной продукции;

3)     создание полного замкнутого цикла воспроизводства: производство, переработка, сбыт сельскохозяйственной продукции;

4)     организация переработки сельскохозяйственной продукции через полную загрузку действующих перерабатывающих предприятий и создание новых модульных молочных заводов;

5)     организация системы сбыта продукции через создание управляющей компании, существующие торговые сети и создание фирменных магазинов;

6)     развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования, деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Программой определено приоритетным направлением развития для малых форм хозяйствования Ульяновской области производство молока и молокопродуктов.

Основные целевые индикаторы и показатели Программы рассчитываются нарастающим итогом.

 

Основные целевые индикаторы и показатели

Программы

п/п

Показатель

Единица  измерения

Годы

2010

2011

2012

1.

Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов по сбору и переработке молока

ед.

9

20

26

 

в том числе  вновь созданных

ед.

5

11

6

2.

Численность населения, сдающего молоко сельскохозяйственным потребительским кооперативам

чел.

2000

4750

6250

3.

Объём молока, произведённого членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов

тонн

12000

28500

37500

4.

Количество коров у населения, обслуживаемого сельскохозяйственными потребительскими кооперативами

голов

3000

7125

9375

5.

Годовой доход малых форм хозяйствования, обслуживаемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами

тыс. руб.

124800

296400

390000

  1. 3.     Система программных мероприятий

 

Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий хозяйствования для малых форм АПК:

1)     создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Предполагается проведение информационно-разъяснительной работы среди ЛПХ и КФХ по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования, обучение сельских жителей по вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, внедрения новых технологий, организации производства сельскохозяйственной продукции, распространения опыта применения организационных, финансовых мероприятий по созданию и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, накопленного в Ульяновской области и других регионах России.

Данное мероприятие планируется проводить на базе действующих и создаваемых в каждом муниципальном образовании филиалов ОГУ «ИКЦ АПК».

Важным аспектом в формировании системы развития малых форм хозяйствования АПК области является создание разветвлённой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов следующих видов:

перерабатывающих, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов и других);

сбытовых (торговых), осуществляющих продажу продукции, а также её хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключающих сделки, проводящих изучение рынка сбыта, организующих рекламу указанной продукции;

обслуживающих, осуществляющих механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и другие работы и услуги;

снабженческих, осуществляющих закупку и продажу средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, оборудования, запасных частей, химикатов, а также закупку любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; поставку семян, молодняка скота и птицы; производство сырья и материалов и поставку их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупку и поставку сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров; 

2)     создание и развитие перерабатывающих предприятий.

Предусматривается увеличение загрузки производственных мощностей действующих перерабатывающих молочных заводов, которые в настоящее время работают на неполную мощность. 

Вместе с тем планируется приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами новых модульных молочных заводов по переработке молока, а также другой необходимой техники и оборудования;

3)     улучшение финансового обеспечения малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Необходимость данного мероприятия обусловлена наличием низких стимулов у малых форм хозяйствования для объединения  в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Программой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на повышение привлекательности института сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целом.

Так как существует острая потребность в краткосрочных и долгосрочных кредитах, предполагается развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования через сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Банковские кредиты для них малодоступны, так как, с точки зрения коммерческих банков, их имущество, предлагаемое в залог, неликвидно (из-за значительного износа), а собственные средства для первоначального банковского взноса отсутствуют. Поэтому немногие сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут получить кредит, то есть фактически они отрезаны от финансово-кредитной системы.

В  рамках государственной поддержки предполагается:

а) предоставление денежного поручительства некоммерческого объединения Фонд «Ульяновский региональный фонд поручительств» коммерческим банкам, имеющим лицензии по страхованию вкладов, и лизинговым компаниям в качестве залоговой базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся сбором и переработкой молока;

б) предоставление денежных средств ОГУП «Имущество» для обеспечения собственной части средств сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся сбором и переработкой молока, при кредитовании в коммерческих банках, имеющих лицензии по страхованию вкладов, и лизинге. Предполагается вхождение ОГУП «Имущество» ассоциированным членом в эти  кооперативы;

в) субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предоставляется за счёт средств областного бюджета в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учётной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа) и средств федерального бюджета в размере не менее 95 процентов ставки рефинансирования (учётной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), при условии свое­временного погашения кредита и уплаты заёмщиком процентов, начисленных в соответствии с кредитными договорами, заключёнными с банками.

Объём средств, необходимых на возмещение процентных ставок по кредитам для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, рассчитан с учётом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 10,75 процента;

г) предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, субсидий на молоко, произведённое членами кооператива, по ставке 3 рубля за один литр.

 

 

 

Прогнозируется следующий объём произведённого молока:

 

Годы

Объём молока, тонн

2010

12000

2011

28500

2012

37500

 

д) предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, на приобретение семени высокоценных пород сельскохозяйственных животных. Размер субсидий определяется по ставке на два плодородных осеменения сельскохозяйственного животного исходя из затрат на него двух доз семени. Ставка субсидий составляет в среднем 26 рублей за одну дозу.

Программой предусмотрено осеменение поголовья коров, находящихся у членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся сбором и переработкой молока.

 

Прогнозируется следующая численность сельскохозяйственных животных:

 

Годы

Поголовье коров в СХПК, голов

2010

3000

2011

7125

2012

9375

 

 

4)     продвижение продукции, произведённой малыми формами хозяйствования, на местные, областной и межобластные рынки.

Предполагается создание управляющей компании, которая займётся продвижением произведённой продукции под единым разработанным брендом. В качестве каналов сбыта будут использованы продовольственные рынки, розничная и оптовая торговля, существующие торговые сети, фирменная фермерская торговля в зоне магазинов «шаговой» доступности, участие в формировании областных и муниципальных государственных заказов.

Кроме того, предполагается продвижение продукции, произведённой в малых формах хозяйствования, в рамках реализации плана мероприятий по поддержке ульяновских производителей продуктов питания («Покупай ульяновское»).

Реализация намеченных мероприятий обеспечивается путём:

обновления материально-технической базы потребительских обществ с государственной поддержкой в виде возмещения части расходов потребительских обществ;

организации закупок сельхозпродукции и сырья у населения Ульяновской области и их дальнейшей переработки;

приобретения и размещения киосков и  мобильных торговых павильонов в насёленных пунктах, не имеющих стационарной торговли;

создания новой материально-технической базы для переработки и хранения сельхозпродукции;

проведения ярмарочной торговли на рынках городов и районных центров.

Перечень программных мероприятий, взаимоувязанный по источникам, исполнителям, срокам, ресурсам, которые предполагается реализовать для решения задач Программы, содержащий конкретные механизмы государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, приведён в приложения № 1 к Программе.

 

  1. 4.     Ресурсное обеспечение Программы, механизм её реализации
    и организация управления Программой

 

Государственный заказчик Программы – Министерство сельского хозяйства Ульяновской области осуществляет правовое обеспечение реализации Программы, которое предполагает разработку необходимых нормативных правовых актов для реализации программных мероприятий.

Мероприятия Программы осуществляются за счёт средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных средств.

Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2010-2012 годах составит 717328,26 тыс. рублей (приложение № 2 к Программе), в том числе:

средства федерального бюджета – 48543,87 тыс. рублей, из них: 2010 год – 11646,13 тыс. рублей, 2011 год – 22905,71 тыс. рублей, 2012 год –
13992,03 тыс. рублей;

средства областного бюджета – 198822,73 тыс. рублей, из них: 2010 год – 37483,55 тыс. рублей, 2011 год – 81286,06 тыс. рублей, 2012 год – 80053,12 тыс. рублей;

внебюджетные средства – 469961,66 тыс. рублей, из них: 2010 год – 106834,62 тыс. рублей, 2011 год – 222152,0 тыс. рублей, 2012 год –
140975,04 тыс. рублей.

Внебюджетные средства привлекаются сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, занимающимися сбором и переработкой молока, а также организациями независимо от их организационно-правовой формы на приобретение модульных молочных заводов, молокоприёмных пунктов, молоковозов и другого оборудования, необходимого для сбора и переработки молока.

Механизм реализации Программы предполагает улучшение финансового обеспечения малых форм хозяйствования на селе через субсидирование процента по кредитам, предоставление гарантий и обеспечение собственной части средств сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, в отношении кредитных организаций и лизинговых компаний.

Кроме того, предполагается выплата сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, субсидий на молоко и искусственное осеменение.

Управление Программой предполагается осуществлять путём создания на базе государственных и муниципальных органов власти трёхуровневой модели управления «область – муниципальное образование – поселение».

На уровне области осуществляется организация взаимодействия и координация участников Программы, планирование и контроль выполнения целевых показателей.

На уровне муниципального образования назначается руководитель, ответственный за реализацию Программы на территории муниципального образования. Создаётся координационный центр (на базе филиалов информационно-консультационных центров ОГУ «ИКЦ АПК») для непосредственной работы с населением, который будет осуществлять проведение организационно-разъяснительной работы по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, оказание помощи в подготовке типовых бизнес-планов и получении кредитов, проведение обучающих семинаров и консультаций, контроль за выполненем планов производства и поставок продукции.

На уровне поселений ответственным за реализацию Программы является глава поселения, который организует проведение разъяснительной работы с населением, сбор первичной информации и передачу её в районный координационный центр, контроль за выполнением планов производства и сроков поставок продукции.

В работе по реализации Программы будут задействованы следующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации:

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области;

муниципальные образования Ульяновской области (по согласованию);

управление развития местного самоуправления областного государственного учреждения «Управление делами Ульяновской области»;

кредитные (финансовые) организации (по согласованию);

лизинговые компании (по согласованию);

ОГУ «ИКЦ АПК»;

федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования  «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» (по согласованию);

ОГУП «Имущество»;

некоммерческое объединение Фонд «Ульяновский региональный фонд поручительств» (по согласованию).

Основные участники – это сельские жители, занимающиеся ЛПХ, КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, предприниматели и малые предприятия, осуществляющие свою деятельность на сельских территориях.

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Ульяновской области и отчитывается о ходе ее реализации перед Правительством Ульяновской области.

 

5. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий Программы

 

В результате реализации мероприятий Программы к 2012 году обеспечится:

создание благоприятных условий для устойчивой производственной деятельности малых формах хозяйствования на селе;

улучшение системы закупок сельскохозяйственной продукции в КФХ и  ЛПХ;

развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования, деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

рост объёма молока, произведённого населением, обслуживаемым сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, занимающимися сбором и переработкой молока,  до 37,5 тыс. тонн;

увеличение численности коров у населения, обслуживаемого сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, занимающимися сбором и переработкой молока, до 9,375 тыс. голов;

увеличение численности населения, обсуживаемого сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, до 6,25 тыс. человек;

создание около 350 новых рабо­чих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.

По итогам реализации данной Программы социально-экономическая ситуация в малых формах хозяйствования АПК должна улучшиться.

Реализация Программы предусматривает  вовлечение в оборот неиспользуемых в муниципальных образованиях Ульяновской области земель сельскохозяйственного назначения, увеличение объёмов производства малых форм хозяйствования, улучшение социального климата и повышение уровня жизни сельского населения.

Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции позволит значительную часть добавленной стоимости сельскохозяйственной продукции, произведённой малыми формами хозяйствования, которая в настоящее время  достаётся посредническим структурам, оставить сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Важнейшая роль в достижении ожидаемых результатов отводится созданию новых и совершенствованию имеющихся механизмов финансово-кредитной поддержки КФХ и ЛПХ, а также стимулированию инноваций в их деятельности.

Оценка эффективности реализации Программы проводится путём сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели.

 

Расчёт эффективности расходования бюджетных средств по Программе

(тыс. рублей)

Показатель

Год

Всего

2010

2011

2012

Стоимость валовой продукции

162750000

272250000

148500000

583500000

Средства из федерального бюджета

11646120

22905710

13992030

48543860

Средства из областного бюджета

37483550

81286060

80053120

198822730

Всего из федерального и областного бюджетов

49129670

104191770

94045150

247366590

Бюджетная эффективность

3,3 раза

2,6 раза

1,6 раза

2,4 раза

 

___________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Программе

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий областной целевой программы «Развитие малых форм  хозяйствования на селе

Ульяновской области» на 2010-2012 годы

 

 

п/п

Наименование мероприятия

Сроки  
выполнения

Исполнители  
мероприятий

Источники

финансирования

Объём финансирования, 
тыс. рублей

2010

год

2011

год

2012

год

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов

1.1.

Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов

2010-2012

годы

Органы местного самоуправления (по согласованию)

Всего,

в том числе:      

В объёмах, заложенных на выполнение установленных функций органов местного самоуправления

федеральный бюджет

областной бюджет

внебюджетные средства

1.2.

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целях обеспечения сельскохозяйственных животных кормами*

2010-2012

годы

Органы местного самоуправления (по согласованию), Министерство сельского хозяйства Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области

 

Всего,

в том числе:      

внебюджетные средства

1.3.

Подбор и оформление земельных участков, объектов инфраструктуры для размещения молокоприёмных пунктов

2010-2012

годы

Органы местного самоуправления (по согласованию), Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области

 

Всего,

в том числе:

2400,0

3300,0

1800,0

внебюджетные средства

2400,0

3300,0

1800,0

2. Создание и развитие перерабатывающих предприятий

2.1.

Увеличение загрузки производственных мощностей действующих перерабатывающих молочных заводов

2010-2012

годы

Органы местного самоуправления (по согласованию), Министерство сельского хозяйства Ульяновской области

Всего,

в том числе:

Дополнительного финансирования не требуется

внебюджетные средства

2.2.

Подбор и оформление земельных участков, объектов инфраструктуры для размещения модульных молочных заводов по переработке молока

2010-2012

годы

Органы местного самоуправления (по согласованию), Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области

Всего,

в том числе:      

4000,0

5500,0

3000,0

внебюджетные средства

4000,0

5500,0

3000,0

2.3.

Приобретение новых модульных молочных заводов по переработке молока

2010-2012

годы

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, областное государственное унитарное предприятие «Имущество», органы местного самоуправления (по согласованию)

Всего,

в том числе:      

36667,0

71500,0

43800,0

 внебюджетные средства

36667,0

71500,0

43800,0

2.4.

Приобретение оборудования и техники, необходимых для переработки молока 

2010-2012

годы

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (по согласованию), областное государственное унитарное предприятие «Имущество», органы местного самоуправления (по согласованию)

Всего,

в том числе:      

7000,0

14740,0

8884,8

внебюджетные средства

7000,0

14740,0

8884,8

3. Улучшение финансового обеспечения малых форм хозяйствования и

сельскохозяйственных потребительских кооперативов

3.1.

Предоставление средств областному государственному унитарному предприятию «Имущество» для обеспечения собственной части средств сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, при кредитовании в банках, имеющих лицензию по страхованию вкладов, и лизинговых операциях

 

2010-2012

годы

Областное государственное унитарное предприятие «Имущество», Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области

Всего,

в том числе:

18 714,6

36 960,0

22 579,2

областной бюджет

18 714,6

36 960,0

22 579,2

3.2.

Выплата субсидий на возмещение затрат по уплате процентных ставок по кредитам в коммерческих банках, имеющих лицензии по страхованию вкладов, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока

 

2010-2012

годы

Министерство сельского хозяйства Ульяновской

области, Министерство финансов Ульяновской области

Всего,

в том числе:

12259,08

24111,27

14728,45

федеральный бюджет

11646,13

22905,71

13992,03

областной бюджет

612,95

1205,56

736,42

3.3.

Выплата субсидий на молоко сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, произведённого его членами

2010-2012

годы

Министерство сельского хозяйства Ульяновской

области, Министерство финансов Ульяновской области

Всего,

в том числе:

18000,0

42750,0

56250,0

областной бюджет

18000,0

42750,0

56250,0

3.4.

Выплата сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, субсидий на искусственное осеменение сельскохозяйственных животных, владельцы которых являются членами данных кооперативов

2010-2012

годы

Министерство сельского хозяйства Ульяновской

области, Министерство финансов Ульяновской области

Всего,

в том числе:

156,0

370,5

487,5

областной бюджет

156,0

370,5

487,5

3.5.

Предоставление средств некоммерческого объединения Фонд «Ульяновский региональный фонд поручительств» коммерческим банкам, имеющим лицензию по страхованию вкладов, и лизинговым компаниям в качестве залоговой базы кредитуемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся сбором и переработкой молока

2010-2012

годы

Некоммерческое объединение Фонд «Ульяновский региональный фонд поручительств» (по согласованию), Министерство финансов Ульяновской области

Всего,

в том числе:

56767,62

112112,0

68490,24

внебюджетные средства

56767,62

112112,0

68490,24

 

 

4. Продвижение продукции, произведённой в малых формах хозяйствования, на местные, областной и межобластные рынки 

 

4.1.

Создание управляющей компании для продвижения произведённой сельскохозяйственными потребительскими кооперативами продукции*

2010

год

Открытое акционерное общество «Корпорация развития Ульяновской области» (по согласованию)

Всего,

в том числе:

внебюджетные средства

4.2.

 

Строительство магазинов «шаговой» доступности

2011

год

Управляющая компания (по согласованию)

Всего,

в том числе:

15000,0

15000,0

внебюджетные средства

15000,0

15000,0

4.3.

Выделение земельных участков под объекты торговли в городах и районах Ульяновской области

2010

год

Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, департамент развития предпринимательства Правительства Ульяновской области, органы местного самоуправления (по согласованию), управляющая компания (по согласованию), Ульяновский областной союз потребительских обществ  (по согласованию)

Всего,

в том числе:

В объёмах, заложенных на выполнение установленных функций исполнителей мероприятия

областной бюджет

внебюджетные средства











* Затраты на данные мероприятия определятся при их реализации.

______________________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Программе

 

 

Финансирование областной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области» на 2010-2012 годы

 

(тыс. руб.)

Источники

финансирования

Годы

Всего

2010

2011

2012

Всего

155964,3

326343,77

235020,19

717328,26

федеральный бюджет

11646,13

22905,71

13992,03

48543,87

областной бюджет

37483,55

81286,06

80053,12

198822,73

внебюджетные

средства

106834,62

222152,0

140975,04

469961,66

 

____________________

 


Интернет-портал Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области


г. Ульяновск, ул. Радищева, д.5
432011
Приёмная: (8422) 44-06-49;
67-68-67(доб. 562)
Факс: (8422) 44-06-49
e-mail: info@mcx73.ru
СХЕМА ПРОЕЗДА ››