г. Ульяновск, ул. Радищева, д.5
Приёмная: (8422) 44-06-49; 67-68-67(доб. 562)
Факс: (8422) 44-06-49
e-mail: info@mcx73.ru

О Министерстве » Документы » ОГБУ "Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области" » Концепция развития сельских территорий Ульяновской области на период до 2020 года
Начинающий фермер :: Противодействие коррупции

Концепция развития сельских территорий Ульяновской области на период до 2020 года

К О Н Ц Е П Ц И Я

 развития сельских территорий Ульяновской области

на период до 2020 года

 

I. Общие положения

 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены основные цели государственной аграрной политики  в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, определены основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий.

В целях реализации положений указанных актов разработана Концепция развития сельских территорий Ульяновской области на период до 2020 года (далее - Концепция).

Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.

Создание условий для  развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей Ульяновской области, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан.

Понятия, используемые в Концепции:

«сельские территории» - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории;

«межселенные территории» - территории, находящиеся вне границ поселений;

«сельское поселение» - один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, деревень, и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

«сельские населённые пункты» - посёлки, сёла, деревни и другие сельские населённые пункты, отнесённые независимо от количества проживающих в них людей к сельским населённым пунктам административно-территориальным делением, установленным в Ульяновской области. В них может сезонно проживать значительное количество городских жителей;

«сельское население» - жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населённых пунктов;

«устойчивое развитие сельских территорий» - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель.

 

II. Современное состояние и тенденции развития сельских территорий

 

Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.

Сельские территории как социально-территориальная подсистема общества выполняют следующие важнейшие обще областные функции:

- производственная функция, которая направлена на удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного, охотничье-промыслового и рыбного хозяйства, а также в другой несельскохозяйственной продукции;

- демографическая функция, которая направлена на увеличение демографического потенциала Ульяновской области;

- трудоресурсная функция, которая направлена на обеспечение городов мигрировавшей из села рабочей силой (прежде всего для занятия рабочих мест, не востребованных горожанами), использование в городских организациях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах, а также на привлечение трудоспособного сельского населения для работы в организациях (филиалах), размещаемых в сельской местности городскими хозяйствующими субъектами;

жилищная функция, которая направлена на размещение на сельских территориях жилых домов граждан, имеющих доходное занятие в городе, а также на предоставление им в пользование объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры;

пространственно-коммуникационная функция, которая направлена на размещение и обслуживание дорог, линий электропередачи, водопроводов и других инженерных коммуникаций, а также на создание условий для обеспечения жителей сельских поселений услугами связи;

социальный контроль над сельской территорией, который направлен на содействие органам исполнительной власти Ульяновской области и местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности на малолюдных территориях и в сельских поселениях.

Выполнение сельскими территориями указанных функций является важнейшим условием для успешного социально-экономического развития Ульяновской области.

Сельское хозяйство в большинстве административных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда в отрасли (по различным оценкам, в 8 - 10 раз ниже по сравнению с наиболее развитыми странами), рост которой сдерживается не только инвестиционно-технологическими факторами, но и неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства.

В соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» повышена заработная плата отдельным категориям сельских врачей и среднего медицинского персонала, улучшено оснащение медицинских учреждений диагностическим оборудованием, автомобилями скорой помощи и расширена диспансеризация сельского населения.

 

III. Цели, принципы и задачи Правительства Ульяновской области в направлении  развития сельских территорий

 

          Политика Правительства Ульяновской области в направлении  развития сельских территорий включает систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность органов государственной власти Ульяновской области  и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий.

Целями политика Правительства Ульяновской области в направлении  сельского развития на период до 2020 года являются:

создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общеобластных функций и задач территориального развития;

устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику Ульяновской области и благосостояние граждан;

повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам;

замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;

рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;

сохранение и приумножение культурного потенциала села.

Политика Правительства Ульяновской области в направлении  развития сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:

развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общеобластные функции;

обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг;

гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала;

партнерство между Правительством Ульяновской области, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий;

расширение и углубление связей села с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития рекреационных зон для горожан, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи и создания единых систем социального обслуживания населения;

использование потенциала развития всех сельских населенных пунктов с выделением центров межселенного обслуживания;

развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышение участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к природным ресурсам (земельным, водным, лесным), социальным услугам, а также с перспективами развития сельских поселений.

Достижение целей Правительства Ульяновской области в направлении развития сельских территорий осуществляется путем решения следующих приоритетных задач:

стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность;

диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения;

улучшение жилищных условий сельского населения;

создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.

 

IV. Направления политики Правительства Ульяновской области в  развитии сельских территорий

 

1. Демографическая политика и создание условий

для переселения в сельскую местность

 

Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений.

В целях повышения эффективности реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, применительно к сельским территориям требуется принятие дополнительных мер, направленных:

-на сокращение уровня смертности прежде всего в трудоспособном          возрасте;

-на сокращение уровня младенческой смертности;

-на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий здорового образа   жизни, а также на снижение уровня заболеваемости социально   значимыми заболеваниями;

-на снижение миграционного оттока населения.

В этой связи необходимо предусмотреть следующие меры:

усиление первичного звена здравоохранения в сельских поселениях;

повышение доступности лекарственного обеспечения сельских жителей;

формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, включая разработку программ, направленных на снижение потребления алкоголя и табачных изделий, не медицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, профилактику алкоголизма, наркомании, сердечно-сосудистых и других заболеваний;

обеспечение работы центров здоровья в закрепленных за ними сельских поселениях.

Для улучшения демографической ситуации в сельской местности необходимо принять следующие меры:

 

повышение уровня и качества жизни на селе, а также снижение масштабов бедности;

создание новых рабочих мест;

развитие рынка доступного благоустроенного жилья и института социального найма жилья;

создание в сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям и объектам социальной инфраструктуры с учетом плотности населения.

Демографическая политика также предусматривает дополнительные меры по стимулированию внешней и внутренней миграции на селе. Эти меры должны быть направлены на повышение эффективности управления миграционными процессами, нормативно-правовое регулирование распределения миграционных потоков по сельским территориям, создание организационно-экономических условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в сельское хозяйство и другие отрасли сельской экономики.

В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в районы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, следует расширить доступ к рынку жилья на селе, включая развитие института социального найма жилья.

Важное значение имеет также решение проблем, возникших при перемещении мигрантов на сельских территориях, в частности упорядочение регистрации по месту пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности, защита трудовых прав и обеспечение доступности социальных услуг.

Требуют решения вопросы, касающиеся перечня возмещаемых затрат и размеров оказания финансовой помощи переселяющимся на село семьям, особенно в части профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям.

 

2. Диверсификация сельской экономики, политика повышения занятости и доходов сельского населения

 

Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе. В условиях резкого обострения ситуации в демографической и трудовой сферах села переход от существующей неэффективной отраслевой и территориальной структуры сельской экономики к новой социально и инновационно ориентированной модели развития приобретает приоритетное значение.

Необходимо разработать меры по поэтапному переходу от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной и диверсифицированной. Это предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости.

Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются:

восстановление и поддержание занятости населения, а также создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;

поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства;

наращивание и модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры;

стимулирование увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов и сферы услуг;

повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах особенно в селах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.

Меры по расширению занятости сельского населения должны осуществляться одновременно с повышением территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, обеспечением сбалансированности профессионально-квалификационной подготовки работников и спроса на труд, развитием кадрового потенциала села и оптимизацией привлечения иностранной рабочей силы.

Развитие кадрового обеспечения отраслей сельской экономики предполагает комплексное решение задач по совершенствованию условий и процессов получения профессионального образования, достижению соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также по повышению обеспеченности организаций отраслей сельской экономики необходимыми молодыми кадрами. Достижение этих задач предусматривает реализацию следующих мер:

развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением отраслей сельской экономики на основе организации регулярных мониторинговых исследований их кадрового потенциала, создания электронной системы взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей, а также совершенствования целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

совершенствование содержания и технологий системы непрерывного профессионального образования на основе внедрения инфокоммуникационных технологий, формирования и развития инновационных образовательных и научно-производственных структур, обеспечивающих повышение практической значимости и качества подготовки кадров;

развитие ресурсных центров по подготовке кадров для сельской местности в образовательных учреждениях;

принятие мер для обеспечения функционирования учебных хозяйств образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

стимулирование закрепления в сельской местности трудоустраивающихся молодых специалистов на основе предоставления субсидируемых кредитов организациям-работодателям на строительство жилья для молодых специалистов.

В рамках политики Правительства Ульяновской области в направлении поддержки малого и среднего предпринимательства для стимулирования развития малого бизнеса на селе, в том числе потребительской кооперации, предусматривается реализация следующих мер:

расширение доступа субъектов малого предпринимательства к субсидируемому кредиту, в том числе предпринимателей, желающих организовать альтернативный несельскохозяйственный вид деятельности;

создание гарантийных и залоговых фондов для обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования на селе, за счет средств бюджета Ульяновской области и местных бюджетов;

содействие сбыту сельскохозяйственной продукции, расширение сети приемо-заготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции, создание торговой и логистической системы на кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков;

расширение участия субъектов малого предпринимательства на селе  в реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства;

расширение сети информационно-консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций сельским предпринимателям;

содействие продвижению на рынок продукции сельского хозяйства, ремесел и народных промыслов под местными торговыми марками;

снижение административных барьеров в продвижении продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничную сеть организаций торговли и общественного питания;

обеспечение широкого доступа к обучению новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства.

В целях стимулирования сбыта сельскохозяйственной продукции предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, иными хозяйствующими субъектами и личными подсобными хозяйствами, с одной стороны, и торговыми сетями, с другой стороны. Такие центры позволят осуществлять закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, формирование товарных партий для реализации через торговые сети, что будет способствовать решению целого ряда проблем, существующих сегодня в отношениях между сельскохозяйственными организациями и крупными торговыми сетями.

Вовлечение граждан в обустройство сельских территорий в рамках реализации грантовых программ будет также способствовать повышению уровня занятости сельского населения.

Политика Правительства Ульяновской области в направлении доходов сельского населения направлена на повышение их уровня и диверсификацию источников, сокращение уровня бедности, преодоление локализации низкодоходных групп населения в сельском хозяйстве и сельских поселениях, выравнивание среднедушевых доходов на селе и в городе, выполнение ими стимулирующей, воспроизводственной, социально-защитной и социально-этической функций, снижение социально и экономически необоснованной территориальной, межхозяйственной и социально-групповой дифференциации, создание материальных условий для улучшения демографической ситуации, повышение привлекательности  сельского труда, а также привлечение и закрепление молодежи на селе.

 

3. Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие  социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры

 

Политика Правительства Ульяновской области в направлении развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий ориентируется на кардинальное улучшение социальной среды обитания лиц, проживающих в сельской местности, повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг на основе развития дорожно-транспортных коммуникаций, стационарных, мобильных и дистанционных форм обслуживания.

При разработке в районах схем территориального планирования и планов развития сельских территорий необходимо ориентироваться на создание в сельских поселениях социальных кластеров, обеспечивающих в полном объеме удовлетворение минимальных потребностей населения в социальных услугах с учетом нормативных радиусов их пешеходно-транспортной доступности и развития мобильных форм сервиса.

Планы развития сельских территорий должны быть направлены на решение задачи по обустройству не только сельских населенных пунктов, но и территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в части развития инженерной инфраструктуры.

В жилищной политике необходимо ориентироваться на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, на основе:

развития рыночных механизмов и кредитно-финансовой поддержки Правительства Ульяновской области в реализации конституционного права сельских граждан на жилище;

формирования на селе фонда социального жилья, предоставляемого малообеспеченным сельским семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основе договора найма;

стимулирования инвестиционной активности организаций-работодателей, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей, в жилищной сфере;

расширения доступа сельского населения, проживающего в ветхом, аварийном и требующем капитального ремонта жилье, к средствам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

организации системы земельно-ипотечного кредитования строительства и покупки жилья на селе;

преференций для молодых специалистов и молодых семей в обеспечении благоустроенным жильем с целью активизации их репродуктивного поведения;

стимулирования привлечения граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность и не имеющих жилья, в рамках реализации областных программ развития жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, в том числе в сельской местности;

улучшения проектирования сельского жилища, развития и модернизации жилищно-строительной индустрии, снижения стоимости сельского жилищного строительства, широкого применения автономных систем инженерного оборудования сельского жилища;

упрощения процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе отмены требования о проведении торгов (конкурсов, аукционов), для граждан, проживающих в сельской местности, кроме пригородных районов, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также переселяющихся для постоянного проживания и работы в сельскую местность, и установления механизма бесплатного однократного предоставления земельных участков указанным категориям граждан.

На селе предстоит сформировать первичный рынок жилья, расширить ипотечное жилищное кредитование населения и накопительные схемы строительства (приобретения) жилья при областной поддержке особенно молодых и малоимущих семей.

В целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования на селе, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования предусматривается осуществление мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, в том числе повышение квалификации сельских работников образования, грантовая поддержка выпускников вузов для работы в сельских школах и создание условий для организации профильного обучения.

В целях повышения эффективности реализации указанных мер применительно к сельским учреждениям образования необходимо ориентироваться:

на создание на областном и муниципальном уровнях базовых школ и определение транспортных схем доставки обучающихся, использование передвижных учебных лабораторий, внедрение новых моделей образовательных и социокультурных комплексов, интеграцию и кооперацию образовательных учреждений различных типов и ступеней;

на развитие сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, а также на обеспечение пешеходной доступности для детей начальной школы и организацию подвоза детей на специализированных автобусах к основной и средней школе в пределах  30-минутной транспортной доступности;

на восстановление и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных школ на основе создания учреждений образования типа «детский сад - школа», детских дошкольных учреждений семейного типа, групп кратковременного пребывания в детском дошкольном учреждении для подготовки детей к школе, разновозрастных групп и других вариативных форм дошкольного образования;

на улучшение материально-технической оснащенности сельских школ, в том числе спортивным инвентарем и оборудованием, завершение их компьютеризации, а также на развитие дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания, в том числе с использованием сети Интернет;

на восстановление и развитие в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве и других значимых на селе сферах деятельности;

на реконструкцию и строительство пришкольных спортивных комплексов и площадок.

В области медицинского обслуживания предполагается расширить доступ для сельского населения квалифицированной первичной, скорой и специализированной медицинской помощи на основе развития фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, создания амбулаторий общей врачебной практики с учетом территориальных особенностей, укрепления материально-технической базы районных, центральных районных больниц и межрайонных центров с использованием телемедицины, а также обеспечения транспортной доступности для сельского населения межрайонных центров, областных, республиканских и федеральных учреждений здравоохранения. Предполагается развитие службы скорой медицинской помощи, аптечной сети, развитие выездных форм оказания специализированной медицинской помощи и применение дистанционных форм диагностики. Все сельское население должно быть охвачено диспансерным наблюдением.

В целях популяризации здорового образа жизни и привлечения сельских жителей к занятиям физической культурой и спортом предполагается осуществление развития сети спортивных сооружений и площадок.

Для улучшения культурного обслуживания сельского населения, сохранения и развития культурного наследия и повышения творческого потенциала сельских жителей необходимо ориентироваться на решение следующих задач:

создание многофункциональных культурных центров путем реструктуризации учреждений культуры с обеспечением доступа к электронным базам данных и оцифрованным библиотечным и музейным фондам учреждений культуры, библиотечного и музейного обслуживания, кинопоказа, доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

создание и внедрение мобильных многофункциональных культурных центров с возможностями обеспечения цифрового контента, доступа к библиотечным и музейным фондам, а также организация профессиональных и любительских творческих коллективов;

восстановление имеющих культурно-историческое значение усадеб и других архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадебно-этнографических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма и другие мероприятия.

В целях улучшения торгового и бытового обслуживания сельского населения необходимо ориентироваться на создание благоприятных условий:

для развития в системе потребительской кооперации и частного сектора в сельских населенных пунктах мелкорозничных торговых предприятий, лавок на дому, торгующих товарами первой необходимости, или обслуживания сельских жителей автомагазинами, организации торговли по образцам и предварительным заказам с доставкой на дом, а также для развития сети организаций розничной торговли, в том числе торгово-бытовых центров, обеспечивающих предоставление сельскому населению широкого ассортимента продуктов и товаров, осуществляющих наряду с торговлей продажу лекарственных средств, прием заказов на бытовые услуги и закупку у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, вторичного и кожевенного сырья и изделий народного промысла;

для развития ориентированных на различные группы потребителей сети организаций общественного питания;

для развития комплексной системы бытового обслуживания, включающей дома бытовых услуг в районных центрах, стационарные мастерские и цеха в крупных селах, а также прием заказов на бытовые услуги, организованный магазинами, в мелких сельских населенных пунктах.

В области инженерной и транспортной инфраструктуры села предусматривается:

улучшить электроснабжение производственных организаций и населения на основе обеспечения надежности электросетевого комплекса, снижения затрат на передачу и распределение электроэнергии за счет внедрения передовых технологий эксплуатационного обслуживания и ремонта электросетевого оборудования, а также перевода на более высокий класс напряжения распределительных сетей;

повысить уровень обеспечения сельского населения теплом на основе повышения эффективности использования источников теплоснабжения (угля, газа, электроэнергии) с учетом природно-климатических условий и природно-ресурсной базы регионов;

обеспечить сельское население питьевой водой нормативного качества на основе реконструкции и развития централизованных систем водоснабжения, установки контейнерных сооружений водоподготовки и повышения санитарной надежности водозаборных сооружений;

улучшить дорожно-транспортное обслуживание сельского населения путем обеспечения сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, увеличения количества сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами, количества и протяженности автобусных маршрутов, количества автобусов и обновления автобусного парка, а также более активного использования имеющейся сети железных дорог и водного транспорта;

преодолеть неравенство сельского населения в сфере создания цифровой среды путем полного охвата радио- и телевизионным вещанием, обеспечения услугами электросвязи и почтовой связи всех жителей, включая объекты социальной сферы, обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставления государственных услуг сельскому населению в электронном виде.

В целях формирования позитивного отношения к сельскому образу жизни предполагается активизировать действия в области популяризации здорового образа жизни, патриотического воспитания и повышения нравственности сельской молодежи, а также повышения информированности населения о позитивных переменах, происходящих на селе.

 

4. Политика сельского расселения

 

Главная цель Политика Правительства Ульяновской области в направлении  сельского расселения заключается в создании благоприятных предпосылок для выполнения селом его производственной, социально-демографической, культурной и других функций, а также для улучшения условий жизни сельского населения на основе развития горизонтальных и вертикальных хозяйственных и социальных связей сельских поселений.

Политика сельского расселения предусматривает решение следующих задач:

сохранение существующих сельских поселений во всем многообразии сложившихся форм сельского расселения - от мелкопоселковых до крупноселенных в зависимости от конкретных условий и особенностей сельской местности, а также создание во всех сельских поселениях минимальных базовых условий социального комфорта;

формирование в сельских поселениях опорных пунктов, выполняющих роль центров социально-культурного и торгово-бытового обслуживания группы населенных мест;

преодоление изолированности сельских поселений, обеспечение их взаимосвязи между собой, с центрами муниципальных районов, а также малыми и средними городами для улучшения социального обслуживания населения;

оптимизация расселения на сельских территориях с учетом необходимости устойчивого социально-экономического развития Ульяновской области;

создание в отдаленных районах благоприятных условий для развития относительно автономных сел для  выполнения ими важнейших общеобластных  функций;

разработка механизмов перевода поселков постоянного проживания, возникших на месте дачных и садовых некоммерческих объединений граждан, в сельские населенные пункты.

 

5. Экологическая политика

 

Основными задачами экологической политики являются экологическая реабилитация сельских территорий и экологизация основных сфер сельской экономики.

Важными задачами являются совершенствование нормативной правовой базы, касающейся снижения антропогенного воздействия на природную среду в процессе производства и жизнедеятельности людей и совершенствование административных и экономических методов управления этими процессами.

Предстоит провести инвентаризацию экологического состояния сельских территорий, разработать их экологические паспорта и эколого-экономические карты, а также систему оценочных социально-эколого-экономических критериев, позволяющих решать вопросы экологически обоснованного размещения производительных сил, создать методическое обеспечение, которое даст возможность принимать оптимальные решения при формировании природоохранных проектов, распределении природоохранных инвестиций между отдельными сельскими территориями и объектами и размещении производственных объектов.

С целью развития производства экологически чистой продукции предполагается разработать новые стандарты экологически безопасного сельскохозяйственного производства, провести сертификацию сельскохозяйственных производителей, усовершенствовать систему сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также меры финансовой поддержки производства экологически чистой продукции.

Важным направлением экологической политики является развитие безотходных технологий. Основная задача в этой области состоит в создании принципиально новых технологических процессов, обеспечивающих минимизацию образования отходов в процессе производства и их утилизацию. С этой целью необходимо создание условий для развития малоотходных и безотходных технологий, совершенствование соответствующих технологических процессов и оборудования, а также содействие кооперации организаций промышленности и сельского хозяйства в более полном использовании сырья и отходов.

Для комплексного решения проблем в области экологической реабилитации сельских территорий необходимо разработать областную программу, содержащую систему природоохранных мероприятий в сельской местности, включая мероприятия по инвентаризации и ликвидации существующих свалок, а также по организации систем обращения и удаления твердых бытовых отходов на территории сельских муниципальных образований.

 

V. Механизмы реализации политики устойчивого развития

сельских территорий

 

1. Организационное обеспечение

 

Реализацию основных направлений Политики Правительства Ульяновской области в направлении развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять до 2017 года в рамках предлагаемой к разработке областной целевой программы «Развитие сельских территорий Ульяновской области» с учетом ее пролонгации до 2020 года, а также федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, с учетом ее пролонгации до 2013 года, а с 2014 года - в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2014 - 2017 годы с учетом ее пролонгации до 2020 года, а также в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, а с 2013 года - в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждение которой на очередной 5-летний период предусмотрено Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», которые предусматривают мероприятия по следующим направлениям:

диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения;

развитие малого бизнеса, в том числе в альтернативных сферах занятости;

улучшение жилищных условий сельского населения, повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских территорий, в том числе развитие и модернизация учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и других учреждений;

комплексная компактная застройка сельских поселений;

поощрение гражданских инициатив, направленных на создание условий для устойчивого развития сельских территорий, путем предоставления грантов, включая грантовую поддержку социально значимых творческих проектов;

развитие информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;

создание позитивного отношения к сельскому образу жизни;

проведение научно-исследовательских работ, разработка системы и проведение мониторинга в сфере развития сельских территорий.

Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в Ульяновской области должны быть разработаны муниципальные программы развития сельских территорий.

Основой разработки таких программ должны стать стратегии социально-экономического развития сельских поселений, которые определяют потенциал сельского поселения и перспективы его социально-экономического развития. Стратегии социально-экономического развития сельских поселений должны содержать меры по повышению потенциала сельских поселений и развитию их социально-экономического положения.

Необходимо создать «Агентство по развитию сельских территорий », обеспечивающее координацию на областном уровне между заинтересованными органами исполнительной власти и органами власти на муниципальном уровне Ульяновской области.

Для преодоления межведомственной разобщенности в области устойчивого развития сельских территорий требуется расширение полномочий Министерства сельского хозяйства Ульяновской области в части наделения функциями координации деятельности других органов исполнительной власти по реализации ими мероприятий в области развития сельских территорий. Это позволит во взаимодействии с заинтересованными  органами исполнительной власти,  и общественными организациями вырабатывать и принимать эффективные управленческие решения, направленные на достижение целей и задач по развитию сельских территорий, предусмотренных Концепцией. Взаимодействие с органами исполнительной власти Ульяновской области, ответственными за реализацию направлений Концепции, предполагается осуществлять на основе соглашений, заключаемых с ними Министерством сельского хозяйства Ульяновской области и Агентством по развитию сельских территорий в целях выработки согласованных позиций по осуществлению государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий.

2. Финансовое обеспечение

 

В целях диверсификации сельской экономики необходимо расширить доступ юридических и физических лиц к субсидируемым кредитам на развитие альтернативных видов деятельности на селе и установить для них преференции, направленные на создание привлекательных условий для осуществления указанных видов деятельности.

Расширению доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам будут способствовать расширение финансовых услуг сельским жителям на основе развития банковской сети и кредитных кооперативов в сельской местности, а также организации предоставления банковских услуг.

Важным направлением является создание системы грантового поощрения инициатив сельских сообществ по благоустройству сельских поселений, развитию физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, народного искусства и творчества, сохранению местного культурного и исторического наследия, окружающей среды.

Реализацию политики Правительства Ульяновской области в направлении развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Ульяновской области и местных бюджетов, а также средств внебюджетных источников, в том числе средств субъектов, хозяйствующих на селе, и средств сельского населения.

Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией за счет средств бюджета Ульяновской области, должно осуществляться в пределах средств, определяемых областным законом о бюджете на очередной финансовый период.

 

3. Научное и кадровое обеспечение

 

Необходимо расширить и углубить научные исследования в области устойчивого развития сельских территорий и усилить научно-методическую поддержку органов управления развитием сельских территорий на региональном и местном уровнях. Для кадрового обеспечения управления развитием сельских территорий необходимо разработать образовательные программы и организовать подготовку специалистов в этой области для работы в органах власти и органах местного самоуправления на всех уровнях, а также в системе информационно-консультационного обслуживания сельского населения.

Также необходимо разработать образовательные программы в области устойчивого развития сельских территорий для специалистов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также для самих сельских жителей.

 

4. Информационное обеспечение и мониторинг

 

В целях совершенствования информационного обеспечения политики сельского развития необходимо повышение доступа к имеющейся статистической информации, а также проведение дополнительных статистических разработок и обследований.

Необходимо организовать периодическое проведение выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения, а также расширить сеть сельских домашних хозяйств, обследуемых при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств на постоянной основе.

Одним из направлений является совершенствование муниципальной статистики в целях более полного отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики.

Учитывая многоплановость развития сельских территорий, объектами статистического наблюдения должны выступать как сельская территория в целом, так и сельское население. В связи с этим потребуются:

разработка и законодательное закрепление регламента ведения похозяйственных книг сельских (поселковых) администраций как важнейшего источника информации о сельских домашних хозяйствах;

расширение использования географических информационных систем, что позволит получать сведения с учетом географических идентификаторов;

использование существующих административных регистров (сведений о записях актов гражданского состояния, сведений миграционных служб и другое).

Мониторинг развития сельских территорий должен также включать наблюдение за состоянием окружающей среды с оценкой причиненного ущерба, создание электронных эколого-экономических карт сельских территорий и прогноз антропогенного воздействия на природную среду сельского хозяйства, промышленности и других отраслей экономики.

Проведение мониторинга развития сельских территорий предлагается закрепить за Агентством по развитию сельских территорий, выполняющим функции органа исполнительной власти, координирующего этот процесс.

 

VI. Основные этапы реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий

 

Реализация политики Правительства Ульяновской области в направлении  развития сельских территорий на период до 2020 года будет осуществляться в 2 этапа.

На I этапе (2011 - 2013 годы) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий.

На II этапе (2014 - 2020 годы) предполагается рост ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления областной поддержки села в рамках предлагаемой к разработке областной целевой программы «Развития сельских территорий Ульяновской области» на 2013 - 2017 годы с учетом ее пролонгации до 2020 года. Это позволит к концу II этапа значительно повысить уровень занятости и доходов сельского населения, снизить распространение бедности, улучшить среду обитания и на этой основе замедлить процессы депопуляции и расширить количество районов со стабильным и растущим сельским населением.

 

_____________________________

 


Интернет-портал Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области


г. Ульяновск, ул. Радищева, д.5
432011
Приёмная: (8422) 44-06-49;
67-68-67(доб. 562)
Факс: (8422) 44-06-49
e-mail: info@mcx73.ru
СХЕМА ПРОЕЗДА ››