г. Ульяновск, ул. Радищева, д.5
Приёмная: (8422) 44-06-49; 67-68-67(доб. 562)
Факс: (8422) 44-06-49
e-mail: info@mcx73.ru

О Министерстве » Пресс-центр » Выступления » Отчет заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра сельского хозяйства А.В. Чепухина на расширенном заседании Общественной палаты Ульяновской области
Начинающий фермер :: Противодействие коррупции

Отчет заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра сельского хозяйства А.В. Чепухина на расширенном заседании Общественной палаты Ульяновской области

Файлы для просмотра и скачивания документа :

.doc Посмотреть


ОТЧЕТ 

заместителя Председателя Правительства Ульяновской области –

Министра сельского хозяйства А.В. Чепухина

на расширенном заседании Общественной палаты Ульяновской области

 

 

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области курирует развитие следующих отраслей экономики Ульяновской области: сельское хозяйство, пищевая перерабатывающая промышленность, торговля продуктами питания.

В целом можно отметить, что во всех курируемых отраслях отмечается высокая динамика социально-экономического развития. Исключение составляет растениеводство, но здесь спад полностью обусловлен негативными природно-климатическими условиями.

 

Сельское хозяйство

В отрасли животноводства благодаря реализованным инвестиционным проектам высокими темпами растёт производство мяса, яйца, увеличивается поголовье всех видов скота.

Причём по темпам роста Ульяновская область занимает лидирующие позиции среди регионов Приволжского федерального округа и в целом по Российской Федерации (входит в первую пятёрку субъектов в ПФО и в первые 10-20 регионов по стране).

По итогам 2012 года в хозяйствах всех категорий Ульяновской области реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) 85,8 тыс. тонн – 124,4% к 2011 году.

Второй год подряд стабилизировалось и наращивается производство молока. В 2012 году валовой надой молока составил 267,5 тыс. тонн  - 102,5% к прошлому году.

Получено яиц 488,1 млн. штук или 106,8% к январю-декабрю 2011 года.

При этом рост производства обеспечен за счет сельхозпредприятий, т.е. за счет товарного сектора. В сельхозпредприятиях Ульяновской области по итогам 2012 года реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) 43,5 тыс. тонн – 163,2% к 2011 году; произведено молока – 83,0 тыс. тонн (106,8%), получено яиц – 362,5 млн. штук (116,5%).

Производство продукции животноводства возросло как за счет роста продуктивности скота, так и за счет увеличения численности поголовья.

По итогам 2012 года отмечается увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных: надой молока на 1 корову составил 3593 кг (рост на 256 кг или на 8%; средняя яйценоскость 1 курицы-несушки составила 305 штук (рост на 4 шт. или на 1,3%); среднесуточный прирост КРС составил 513 гр. (рост на 77 гр. или на 18%); среднесуточный прирост свиней составил 433 гр. (рост на 110 гр. или на 34%).

Несмотря на сложные погодные условия, принятые меры бюджетной поддержки и реализация инвестиционных проектов способствовали сохранению и увеличению поголовья всех видов сельскохозяйственных животных.

По состоянию на 1 января 2013 года во всех категориях хозяйств Ульяновской области численность крупного рогатого скота увеличилась  по сравнению с уровнем прошлого года на 2,7 тыс. голов  или на 1,7% и составляет 157,5 тыс. голов.

В том числе поголовье коров возросло на 0,5 тыс. голов или на 0,7% и составило 67,2 тыс. голов.

По состоянию на 1 января 2013года поголовье  свиней в Ульяновской области составляет 184,9 тыс. голов или 127,0% к соответствующему периоду прошлого года.

По темпу роста свинопоголовья во всех категориях хозяйств наша область занимает 2 место в ПФО и 14 – по Российской Федерации, а в сельхозпредприятиях – соответственно первое и пятое место.

Такая численность поголовья свиней (184,9 тыс. голов) – наивысший показатель для Ульяновской области, начиная с 1999 года.

Поголовье  овец и коз возросло на 6,7 тыс. голов или на 10,0% и составляет 73,1 тыс. голов. Птицепоголовье составляет 3 млн. 923,8 тыс. голов (рост на 1,0%), в том числе на птицефабрика - 3 млн. 289,4 тыс. голов – 104,5%).

Очевидно, что рост в животноводстве обеспечен успешной реализацией инвестиционных проектов.

В 2012 году вышел на запланированную мощность свинокомплекс «Рощинский» в Ульяновском районе с годовым производством 9,6 тыс. тонн свинины.

Сформировано стадо на молочном комплексе на 1000 коров ООО «Агро-Гулюшево» Сурского района.

Продолжают наращивать производство яйца и мяса птицы птицефабрики Мордовского агропромышленного объединения.

Уверенно развивается мясное скотоводство. Ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Ульяновской области на 2010 – 2014 годы» в 2011 и 2012 году в рамках экономически значимых региональных программ получала финансирование за счет федерального бюджета.  Поголовье скота специализированных мясных пород в Ульяновской области превысило 4800 голов (для сравнения - еще три года такого скота в области было не более 50 голов).

 

Единственная отрасль, которая показывает спад производства – это растениеводство. Снижение показателей здесь обусловлено неблагоприятными погодными условиями.

Оценивая итоги прошедшего сельскохозяйственного года, нужно сказать, что изначально мы возлагали на него большие надежды.

Если в 2011 году после засухи 2010 года аграриям удалось получить рекордный урожай сахарной свёклы, подсолнечника и наивысший за последние 13 лет урожай зерна, то, к сожалению, в 2012 году природа внесла коррективы в наши планы, вновь показав, в каких тяжелых условиях приходится работать сельскохозяйственным товаропроизводителям Ульяновской области.

Причем пострадали, в первую очередь, наиболее урожайные озимые зерновые культуры. Так, в ходе перезимовки погибло 26 тысяч гектаров озимых культур, а затем от летней засухи посевы погибли еще на 104 тысячах гектарах. В результате урожайность зерновых по сравнению с 2011 году снизилась с 22,8 до 14,8 ц/га.

В связи с гибелью посевов валовый сбор зерна в Ульяновской области в 2012 году сократился в 2 раза по сравнению с 2011 годом (650,4 и 1297,7 тыс. тонн соответственно). Темп снижения производства зерна в Ульяновской области (50,1% к уровню 2011 года) – самый высокий среди регионов Приволжского федерального округа.

Нужно сказать, что благодаря оперативно принятым мерам погибшие озимые посевы были пересеяны. Это позволило обеспечить  наивысший  уровень посевной площади сельскохозяйственных культур за последние 9 лет, она составляет 993 тыс. га.

Полученный урожай зерна (650,4 тыс. тонн), с учетом запасов прошлого года, обеспечивает потребности Ульяновской области в продовольственном зерне и семенах.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия, благодаря внедрению перспективных сортов и гибридов и применению современных технологий защиты растений, в текущем году отмечается высокая урожайность подсолнечника и сахарной свёклы – 11,1 и 308,0 ц/га, соответственно, что также выше уровня прошлого года.

Это позволило получить в текущем году второй за всю историю Ульяновской области урожай подсолнечника – 132,7 тыс. тонн. Рекордный урожай был получен в прошлом году – 154,1 тыс. тонн.

В текущем году получен максимальный за всю историю Ульяновской области урожай сахарной свеклы – 566,3 тыс. тонн. Предыдущий рекорд тоже был в прошлом году – 551,6 тыс. тонн.

Валовый сбор картофеля составил 231,4 тыс. тонн (81,8% к уровню 2011 года), овощей – 98,9 тыс. тонн (82,0%).

По сути, спад производства отмечается только в растениеводстве, однако это произошло в связи с негативными природными условиями, а также высокими показатели базового 2011 года.

Стоит отметить, что Министерством сельского хозяйства Ульяновской области совместно с муниципальными образованиями в сжатые сроки были подготовлены необходимые документы для выделения бюджетных средств на компенсацию потерь от засухи, которые в установленный срок представлены в Минсельхоз России.

На основании результатов экспертизы Правительством Российской Федерации было принято решение о выделении помощи для пострадавших от засухи сельхозтоваропроизводителей Ульяновской области.

На данные цели Ульяновской области выделены средства из федерального бюджета в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов в сумме 126,8 млн. рублей. Субсидии были перечислены в декабре 2012 года сельхозтоваропроизводителям, прошедшим экспертизу в ФГБУ «Россельхозцентр» (г. Москва).

Несмотря на засуху, аграриями Ульяновской области сделан хороший задел для формирования урожая будущего года.

Под урожай 2013 года посеяно озимых культур на площади более 270 тысяч гектаров, что почти на 15 тысяч гектаров больше показателей прошлого года.

Зябь вспахана на площади 416 тысяча гектаров, это на 40 тысяч гектаров больше прошлогоднего уровня.

Поголовье скота в Ульяновской области в полной мере обеспечено грубыми и сочными кормами.

За счёт снижения производства в растениеводстве (в первую очередь, зерна), произошло снижение темпов производства продукции сельского хозяйства относительно уровня 2011 года.

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимой оценке) составил 88,8% к уровню 2011 года. При этом в растениеводстве наблюдается снижение на 27% (73,1%), в животноводстве – рост на 10,5%.

Валовой продукции сельского хозяйства (в действующих ценах) произведено на сумму 26 млрд. 056 млн. рублей (для сравнения: 2011 год – 29 млрд. 540,7 млн. рублей, 2010 год – 16 млрд. 174,2 млн. рублей).

 

Необходимо отметить, что сокращение урожая зерновых непосредственным образом повлияло и на такой важный показатель, как уровень заработной платы работников сельхозпредприятий.

Ежегодно на протяжении последних семи лет заработная плата в сельхозпредприятиях Ульяновской области росла более высокими темпами, чем в среднем по всем отраслям экономики Ульяновской области. Соответственно, отношение уровня заработной платы в сельском хозяйстве к средней по области возросло с 44% в 2005 году до 68% в 2011 году.   

На 2012 год перед сельским хозяйством области был поставлен целевой показатель роста заработной платы - 115% к 2011 году.

За январь – ноябрь 2012 года средний уровень заработной платы по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» составил 11543,0 рублей (рост на 12,2% к соответствующему периоду прошлого года), что ниже целевого показателя на 2,8%.

Причина невыполнения целевого показателя – низкий валовый сбор зерна в связи с засухой, т.к. заработная плата на уборке урожая сдельная, что и привело к снижению темпов роста заработной платы.

 

Основным инструментом государственной политики в АПК Ульяновской области, направленным на решение поставленных задач, является государственная поддержка через областные целевые программы.

Для поддержки всех категорий сельхозтоваропроизводителей в Ульяновской области основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы Правительством Ульяновской области была принята областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы.

В рамках областной программы предусмотрен широкий перечень мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также других хозяйствующих субъектов, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Программа предусматривает государственную поддержку как по направлениям, софинансируемым из федерального бюджета, так и по направлениям, актуальным для Ульяновской области и финансируемых только из областного бюджета.

Меры господдержки Программы можно разделить на четыре блока.

1)                меры по устойчивому развитию сельских территорий

В данном блоке предусматриваются меры направленные на развитие строительства в сельской местности (улучшение жилищных условий, граждан проживающих  в сельской местности), развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе.

2)                меры по созданию общих условий для сельскохозяйственного производства.

Для этих целей предусмотрены субсидии для сельхозтоваропроизводителей на приобретение простых и сложных минеральных удобрений, средств химической защиты, на создание, реконструкцию и модернизацию мелиоративных систем, также предусмотрены меры поддержки молодых специалистов в первые три года их работы на селе, предусмотрено финансирование научных разработок в области сельскохозяйственного производства и создание единой информационной системы в агропромышленном комплексе

3)                меры по развитию традиционных отраслей

- меры, направленные на развитие растениеводства предусмотрены в виде субсидий сельхотоваропроизводителям на приобретение семян, сельскохозяйственных культур, на возмещение затрат на выращивание овощей открытого грунта и ведение тепличного хозяйства, на закладку и уход за многолетними насаждениями (промышленное садоводство).

- меры, направленные на развитие животноводства предусмотрены в виде субсидий сельхозтоваропроизводителеям на приобретение и содержание племенных животных мясных и молочных пород, а также птицы. Кроме того, предусматриваются субсидии на возмещение затрат на производство мяса и молока.

4)                Меры, направленные на сохранение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей

Данный блок мер предусматривает для всех сельхозтоваропроизводителей, включая граждан, владеющих личным подсобным хозяйством, субсидии для возмещения части процентов, уплаченных по кредитам, которые они привлекли для приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования, строительства животноводческих комплексов, сельскохозяйственных животных, кормов, сельскохозяйственного сырья для переработки, а также для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.

Кроме того, предусматриваются меры по компенсации роста цен дизельного топлива во время весенне-полевых работ и субсидии для возмещения затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур.

Необходимо отметить, что на протяжении всего периода реализации данной программы, отмечается неполное финансирование ее мероприятий.

В 2012 году также сохранилась тенденция неполного финансирования мероприятий на поддержку сельскохозяйственного производства.

Так, на 2012 год по ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» из областного бюджета запланировано финансирование в сумме 1 млрд. 111 млн. рублей; фактически на всю поддержку выделено 608 млн. рублей (с учетом вносимых изменений), при этом в 1 квартале 2012 года в счет долгов прошлого года сельхозтоваропроизводителям было перечислено 200 млн. рублей.

Всего, по состоянию на 01 января 2013 года на развитие села Ульяновской области выплачено средств из областного и федерального бюджета в сумме 1 млрд. 793,5 млн. рублей, в том числе:

- на поддержку сельскохозяйственного производства - 1 млрд. 618,9 млн. рублей (областной бюджет – 734,9 млн. рублей (с учетом погашения задолженности 2011 года и дотаций на ликвидацию потерь от засухи), федеральный бюджет – 884,0 млн. рублей (99,5% поступивших средств));

- на реализацию ФЦП «Социальное развитие села» - 174,6 млн. рублей (федеральный бюджет - 133,7 млн. руб., областной бюджет - 40,9 млн. рублей).

 

Рост показывают и другие отрасли, подведомственные Министерству сельского хозяйства Ульяновской области (пищевая перерабатывающая промышленность торговля).

 

Пищевая перерабатывающая промышленность

Пищевая и перерабатывающая промышленность Ульяновской области в течение 2012 года характеризовалась стабильной работой и устойчивыми тенденциями развития как в производственной, так и в социальной сферах.

В соответствии с официальными статистическими данными за январь - декабрь 2012 года предприятиями отрасли отгружено товаров собственного производства на сумму 27115,5 млн. рублей, индекс физического объёма промышленного производства к 2011 году составил 104,6 % (по России – 104,1 %).

В разрезе отраслей ситуация следующая:

Сохраняют высокие темпы роста объёмы производства мяса и мясопродуктов, за 2012 год они составили 114,4 % к уровню 2011 года. Для сравнения, по России этот показатель равен 112 %.

Схожая ситуация с производством молочной продукции. Объёмы производства молокопродуктов на ульяновских предприятиях в январе-апреле текущего года составили 109,6 % к уроню прошлого года (по России – менее 106 %).

Резко выросло по сравнению с прошлым годом производство нерафинированного растительного масла (167,8 %), крупы (173,6), спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (109,7 %).

Положительную динамику роста объёмов готовой продукции показывают производители сливочного масла, сыров и кондитерских изделий.

По сравнению с 2011 годом производство сливочного масла составило 100,2 % (по России снижение до 98,9%), существенно выросли объёмы производства сыров и творога (121,9 % при российских показателях порядка 104 %), кондитерских изделий (134,2 % при российских показателях порядка 102 %).

Что касается производства напитков, то если производство минеральной воды и водки на территории области значительно возросло (до 113,8 % и 132,4 % соответственно), производство пивоваренной продукции было снижено до 80,9 %.

В 2012 году собственником пивоваренного производства ООО «САБМиллер РУС» стала компания Эфес, принявшая решение о сокращении объёмов производства. В настоящее время Министерством стратегического развития и инноваций области готовится встреча Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова с руководством компании Эфес для обсуждения дальнейших планов производственной деятельности компании на территории области и увеличения объёмов производства пивоваренной продукции на ульяновской производственной площадке.

Что касается целевых показателей социального развития отрасли, то за январь-декабрь 2012 года среднемесячная заработная плата на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности согласно статистическим данным, составила 15585,0 руб. (119,9% к соответствующему периоду прошлого года), т.е. целевой показатель роста заработной платы на предприятиях отрасли перевыполнен на 4,9 %. 

В этих условиях основным направлением работы является привлечение эффективных инвесторов и развитие перспективных направлений в с сфере перереботки сельскохозяйственной продукции. В 2012 году в АПК области совместными усилиями Министерства сельского хозяйства области и инвестиционного блока Правительства были привлечены инвесторы, которыми будет вложено в течение 2013-2015 годов инвестиций общим объёмом более 20 млрд. рублей. Это проекты:

1)       ООО «Инсотех» - организация промышленно-логистического комплекса по транспортировке и переработке сои в г.Димитровград.

2)       ЗАО «ARVI» - строительство завода по производству комбикормов, выращиванию индейки, убою и переработке индюшатины в Чердаклинском районе, проектной мощностью – 5 тыс. тонн мяса в год.

3)       Компания «Молвест» - строительство молочного завода в промышленной зоне «Заволжье» мощностью 400 тонн молока в сутки. Объем инвестиций – 750 млн. руб. 

4)       ООО «Якушкинское масло» - строительство маслоэкстракционного завода  мощностью 100 тыс. тонн масла в год.

 

 

Торговля

Отрасль торговли – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Ульяновской области.

Одним из положительных направлений развития потребительского рынка Ульяновской области является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых предприятий, постепенным переходом преимущественно на магазинные формы торговли.

В 2012 году открыто 470 предприятий розничной торговли, в том числе такие крупные как гипермаркет «Ашан».

За январь-декабрь 2012 года оборот розничной торговли составил 131886,4 млн. рублей. Индекс физического объёма оборота розничной торговли к январю-декабрю 2011 года составил 108,9%.

Оборот общественного питания за январь-декабрь 2012 года составил 3780,0 млн. рублей. Индекс физического объёма оборота общественного питания к январю-декабрю 2011 года составил 106,3%.

На 2012 год целевой показатель роста заработной платы по виду деятельности «Оптовая и розничная  торговля» поставлен 110,0 % к 2011 году.

За январь-ноябрь 2012 года среднемесячная заработная плата по предприятиям, осуществляющим экономическую деятельность по оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, составила 12580 руб. (111,1% к соответствующему периоду прошлого года), т.е. целевой показатель роста заработной платы на предприятиях отрасли перевыполнен на 1,1%. 

 

На особом контроле Министерства сельского хозяйства Ульяновской области находятся цены на продукты питания.

Министерством совместно с муниципальными образованиями организована работа по стабилизации цен на социально-значимые продукты питания.

1) Проводится мониторинг закупочных, отпускных, розничных цен и уровню розничных торговых наценок на социально значимые продукты питания в разрезе розничных торговых сетевых компаний и муниципальных образований, анализ потребительских цен в разрезе регионов ПФО, рейтинга потребительских цен на социально значимые продукты питания по Ульяновской области. 

2) Во всех муниципальных образованиях области работают группы «общественного контроля». 

5) Проводились сельскохозяйственные ярмарки.

В сентябре – ноябре 2012 года проведено 14 областных сельскохозяйственных ярмарок.

Продукция на ярмарках реализуется по ценам ниже рыночных на 15-20%.

На прошедших ярмарках реализовано  206,4 тонн мяса (говядина, свинина, баранина),  39,6 тонн мяса птицы, 1800,3 тыс. штук яйца куриного, 26,9 тонн молока разливного, 22,8 тонн масла животного, 19,45 тонн твёрдых сыров, 52,7 тонн масла растительного,  370,1 тонн сахара, 69,6 тонн муки, 49,8 тонн круп, 889,97  тонн картофеля, 411 тонн капусты,  132,8 тонн моркови, 49,5 тонн свёклы, 212,3 тонн лука.  

Больше, чем в 2011 году реализовано: мяса - на 13,8 %, молока разливного - на 81,8 %, масла растительного - на 5,6 %,  круп - на 42,7 %, картофеля - на 16,9 %, капусты - на 21,3 %, лука - на 42,2 %.

На проведённых областных сельскохозяйственных ярмарках реализовано продукции на общую сумму 156,4 млн. рублей (в 2011 году на 127,4 млн. рублей).

3) В магазинах сетевых компаний и в магазинах прилавочного типа в муниципальных образованиях постоянно проводятся акции по снижению цен на продукты питания. Министерством ведется мониторинг проводимых акций.

4) В торговых предприятиях Ульяновской области на социально-значимые продукты питания определены низкие торговые наценки (от 1,5% до 15%).

4) Сформирован региональный фонд зерна. Заложено 16267 тонн. По информации руководства ООО «Ульяновскхлебпром» заложенного объёма зерна достаточно для бесперебойного обеспечения хлебом и хлебобулочными изделиями населения Ульяновской области до сентября 2013 года.

Проводимая Правительством  Ульяновской области  работа даёт определённые результаты: с момента вступления в силу  от 28 декабря 2009 года ФЗ № 381 –ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»  статьи 8  по установлению предельно допустимых розничных цен на отдельные социально-значимые продукты питания,  на территории области не возникало ситуации , когда в течении тридцати календарных дней подряд рост розничных цен на товары первой необходимости составил 30% и более %.

Министерством сельского хозяйства Ульяновской области еженедельно осуществляется ценовой мониторинг по всем группам продуктов питания на продовольственном рынке Ульяновской области. В соответствии с рейтингом среди 14 городов Приволжского федерального округа, потребительские цены в Ульяновской области  по состоянию на 21  января 2013 года на 26 групп продовольственных товаров из 29 групп продуктов питания, отслеживаемых Росстатом, занимают с 1 по 7 место, начиная от минимальной цены.

  Одними из самых низких цен в Приволжском федеральном округе по-прежнему остаются цены на сметану, лук репчатый, морковь, свинину, молоко пастеризованное и стерилизованное, сыры сычужные твёрдые, соль, капусту белокочанную свежую, вермишель, картофель, мясо кур, масло подсолнечное, рыбу мороженую, творог, рис.

По Ульяновской области индекс потребительских цен на продовольственные товары за декабрь составил 100,8% (на 0,1%  ниже, чем в целом по России (100,9%), за период  январь-декабрь – 105,8% (на 1,7%  ниже, чем в целом по России (107,5%).

Индекс потребительских цен по Ульяновской области за декабрь составил 100,7%, в том числе на продовольственные товары – 100,8 %.

Менее 100 %  составил индекс по следующим группам: мясо  животных, мясо птицы, консервы мясные, рыба живая и охлаждённая, филе рыбное мороженое, солёные и копчёные деликатесные продукты из рыбы, творог жирный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки  высшего сорта, крупа гречневая, чеснок, яблоки, апельсины.

Индекс потребительских цен за период  январь – декабрь  составил 106,5 %, в том числе на продовольственные товары – 105,8 %.

Менее 100 % составил индекс потребительских на продовольственные товары за период январь – декабрь  по следующим группам  товаров: мясо животных - 99,3 %, рыба мороженная разделанная (кроме лососевых пород) – 97,0 %, рыба мороженная  неразделанная – 91,8 %, филе рыбное мороженое – 97,6 %, солёные и копчёные деликатесные продукты из рыбы – 94,3 %, молоко питьевое цельное стерилизованное 2,5 и 3,2 % жирности – 95,6 %, пшено – 87,4 %, крупа гречневая – 71,1 %, лук репчатый – 97,3 %, яблоки – 88,4 %.

Согласно рейтингу, Ульяновская область по стоимости минимального набора продуктов питания находится на десятом месте среди регионов Российской Федерации и на пятом месте - среди регионов Приволжского федерального округа.

 

Таким образом, в 2012 году в агропромышленном комплексе Ульяновской области решены практически все поставленные вопросы:

1)       обеспечены высокие темпы производства продукции животноводства;

2)       обеспечен рост производства в пищевой промышленности;

3)       обеспечен рост оборота торговли и общественного питания;

4)       выполнение целевых показателей роста заработной платы в предприятиях пищевой промышленности и торговли;

5)       стабильность ценовой ситуации на продовольственном рынке.

 

В связи с негативными природно-климатическими условиями не решены вопросы: роста производства продукции сельского хозяйства и выполнение целевых показателей роста заработной платы в сельхозпредприятих.

 

В августе 2012 года Российская Федерация стала полноценным членом Всемирной торговой организации.

18 октября 2012 года  было проведено заседание Экспертного Совета Министерство сельского хозяйства Ульяновской области, на котором обсуждались  вопросы развития агропромышленного комплекса в условиях участия России в ВТО.

Совместно с входящими в Экспертный Совет руководителями ведущих сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий, главами фермерских хозяйств, учёными-аграриями были выявлены проблемные вопросы агропромышленного комплекса, связанные со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, выработаны предложения по их решению.

По нашему мнению, наиболее чувствительными отраслями аграрной экономики, которые могут пострадать от присоединения к ВТО являются: свиноводство, птицеводство, молочное животноводство. Серьезными проблемами являются также задолженность сельхозтоваропроизводителей по кредитам и лизинговым платежам и различия в уровне государственной поддержки сельского хозяйства за счёт региональных бюджетов.

Вышеназванные проблемные вопросы и предложения по их решению были озвучены Министром сельского хозяйства Ульяновской области  А.В. Чепухиным на выездном заседании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Таможенном Союзе, состоявшемся 23 октября 2012 года в г. Самаре.

Также предложения направлены в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкина, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Фёдорова.

 

Задачи на 2013 год

Основная задача агропромышленного комплекса Ульяновской области на 2013 год – улучшение  ситуации по обеспечению продовольственной безопасности населения Ульяновской области.

Данная задача будет решаться в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №  717, аналогичной областной целевой программы, и в соответствии с Соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ульяновской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, заключенного в декабре 2012 года.

Таким образом, федеральная и областная государственные программы развития АПК на 2013-2020 годы выступят единым генерирующим инструментом мобилизации ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности региона через комплексное и сбалансированное решение экономических, социальных и инфраструктурных проблем развития сельских территорий.

Эта программа не только сохраняет, но и расширяет существующие направления поддержки.

В отрасли  растениеводства будут выплачиваться субсидии на развитие семеноводства, закладку и уход за многолетними насаждениями, производство продукции овощных культур открытого и закрытого грунта, поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей.

Их расчет будет производиться на гектар возделываемых сельхозугодий, а ставки прямых выплат различаться в зависимости от типа и состояния почв, природных и биоклиматических условий.

Эти субсидии заменят ряд других субсидий: субсидии на приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, компенсирование части затрат на повышение плодородия почвы и расходов на уплату процентов по отдельным краткосрочным кредитам.

То есть федеральный центр пошел навстречу многочисленным обращениям сельхозтоваропроизводителей, чтобы уменьшить объем предоставляемых документов.

В отрасли животноводства будут поддерживаться племенное животноводство, молочное животноводство, птицеводство, [З1] рыбоводство, пчеловодство[З2] .

Отдельная подпрограмма отведена развитию мясного скотоводства[З3] .

Подпрограмма по поддержке малых форм хозяйствования включает в себя продолжение субсидированного кредитования малых форм хозяйствования, а также предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм.

Также будет продолжено развитие сельских территорий и мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

 

Ключевые задачи на ближайшее время:

1)       качественное проведение весенне-полевых работ;

2)       сохранение позитивной динамики развития животноводства;

3)       обеспечение роста производства во всех курируемых отраслях (сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля и общественное питание);

4)       реализация Плана мероприятий по стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке Ульяновской области;

5)       реализация запланированных инвестиционных проектов в АПК и торговле;

6)       обеспечение качества производимой продукции (борьба с фальсифицированной продукцией, разработка и принятие областного закона о производстве органической продукции, утверждение регионального «Знака качества»).

 

Особая роль в развитии сельских территорий отводится ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области».

Главной целью создания Агентства является комплексное развитие сельских территорий Ульяновской области.

 

Работа по привлечению инвесторов

Одним из основных направлений деятельности Агентства на сегодняшний день является повышение инвестиционного потенциала сельских территорий Ульяновской области.

Агентство работает как с крупными (внешними и внутренними) инвесторами (суммы проектов более 10 млн. рублей), так и с мелкими (начинающие фермеры) (от 1 млн. рублей).

Совместно с ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Агентством подбираются инвестиционные площадки для реализации будущих инвестиционных проектов. Сотрудники Агентства курируют каждый инвестиционный проект в сфере АПК с момента разработки и подписания Соглашения о его реализации до выхода на проектную мощность. Все проблемные вопросы решаются оперативно в рабочем порядке, еженедельно отчётность предоставляется в контрольное управление Правительства. Согласование разрешительной документации, в том числе и по залоговым фондам (по необходимости) проходит под контролем Агентства, в целях недопущения срыва проекта.

Примерами успешного взаимодействия по привлечению инвесторов в сектор АПК можно считать проекты:

ООО «Симбирский бекон».  9,6 тыс. тонн мяса свинины в год; объём инвестиций – 807 млн.руб.

ООО «Агро-Гулюшево». 10 000т. молока в год; объём инвестиций – 1 млрд.руб.

ООО «Марс». Производство кондитерских изделий и кормов для животных; объём инвестиций – 4,7 млрд. руб.

ООО «Симбирск бройлер» и ООО «Симбирская птицефабрика» группы компаний МАПО. Общий объём инвестиций – 2,5 млрд.руб.

ООО «САБМиллер Рус» («Эфес»). Производство пива – 2 669 тыс. гектолитров в год. Объём инвестиций – 6 млрд. руб.

 

Эти крупнейшие инвесторы привлечены Правительством и Корпорацией развития Ульяновской области. Однако, в связи с ведомственной принадлежностью они, так или иначе, курируются Министерством сельского хозяйства области.

Общий объём инвестиций в сельскохозяйственное производство, пищевую и перерабатывающую промышленность с 2008 по 2012 год превысил 20 млрд. руб.

В настоящее время в стадии реализации находятся следующие проекты:

ООО «СКИК «Новомалыклинский» свинокомлекс на 24 тыс.голов. Объём инвестиций – 350 млн.руб. 

ООО «ИСКРА-СХ» мощностью 4,6 тыс. тонн мяса цыплят - бройлеров в год в живом весе (30 тыс. голов). Объём инвестиций – 572,4 млн. руб.

ООО «Мелекесский свиноводческий комплекс» полного цикла на 25 тыс. голов свиней. Объём инвестиций – 690 млн. руб.

ОАО «Агропромпарк» инвестиционный проект крупнейшего областного предприятия по хранению, переработке и сбыту продукции мелких и средних сельскохозяйственных предприятий региона. Стоимость проекта – 1,6 млрд. рублей. 

ОАО «Тепличное» - модернизация одного из крупнейших комплексов в РФ по выращиванию овощей закрытого грунта (6,2 га). Объём инвестиций – 320 млн. руб.

 

В 2012 году в АПК области совместными силами Инвестиционного блока Правительства привлечены инвесторы, которыми будет вложено в течение 2013-2015 годов инвестиций общим объёмом более 20 млрд. рублей. Это проекты:

ООО «Инсотех» - организация промышленно-логистического комплекса по транспортировке и переработке сои в г.Димитровград.

ООО «РОС-Бекон» - строительство свинокомлекса замкнутого цикла производства на 12,3 тыс.голов. Объём инвестиций – 883,3 млн.руб.

ЗАО «ARVI» - строительство завода по производству комбикормов, выращиванию индейки, убою и переработке индюшатины в Чердаклинском районе, проектной мощностью – 5 тыс. тонн мяса в год.

ООО «Органик-Агро»Aurora Organic Dairy - строительство молочной фермы на 5000 голов коров и молочного завода по производству органического молока компанией «Aurora Organic Dairy. Объём инвестиций – 6 млрд. руб.

ПРИВЛЕЧЕНЫ АГЕНТСТВОМ:

Компания «Молвест» - строительство молочного завода в промышленной зоне «Заволжье» мощностью 400 тонн молока в сутки. Объем инвестиций – 750 млн. руб.

ООО «Якушкинское масло» - строительство маслоэкстракционного завода  мощностью 100 тыс. тонн масла в год.

 

Дополнительно, Минсельхозом области составлен план наиболее перспективных инвестиционных проектов, которые предложены Корпорации развития Ульяновской области в виде технического задания на 2012-2014 гг., который включает:

1)                Маслоэкстракционный завод (МЭЗ) производственной мощностью 300т/сут. в р.п.Николаевка, имеются все необходимые коммуникации, железная дорога, Федеральная трасса М5. Сырьевая база: в радиусе 150 км – выращивается порядка 150-170 тыс. га подсолнечника. Таким образом, мощность необходимого МЭЗ составит до 200 тыс.тонн растительного масла в год.

2)                Сахарный завод мощностью переработки сахарной свёклы до 6000 тонн в сутки в Чердаклинском районе – ст. Бряндино либо р.п.Чердаклы.  Имеются все необходимые коммуникации. Сырьевая база  - заволжская зона Ульяновской области, Татарстан (более 500 тыс. га земельной площади с благоприятными почвенно-климатическими условиями для возделывания сахарной свёклы).

3)                Завод по производству крахмала из зерновых культур низких классов (фуражного зерна) мощностью до 300 тыс. тонн переработки зерна в год. Размещение завода – промышленная зона «Карлинское». Ресурсная база - сельскохозяйственные предприятия Ульяновской области. Объем производства фуражного зерна, которое может идти на производство крахмала, составляет более 1 млн.тонн ежегодно.

4)                Завод по переработке и производству масла рыжика мощностью  30 тыс. тонн в год в р.п. Новоспасское (промзона). Развивающаяся ресурсная база (ежегодно засевается более 15 тыс.га) – рост площадей по данной культуре, трасса M5.

5)                Завод по гранулированию жома свеклы и изготовлению кормов в р.п. Цильна. Ресурсная база -  1200 тонн жома ежедневно в период переработки сахарной свёклы (сентябрь - февраль).

6)                Завод по переработке пивной дробины пивоваренных производств: «Эфес РУС» и «Трехсосенское» в кормовые концентраты либо строительство установки по производству биогаза на пивной дробине. Размещение – промышленная зона «Заволжье» вблизи завода «Эфес РУС».

7)                Завод по производству мясо-костной муки и утилизации биологических отходов продукции животноводства. Размещение вблизи р.п. Тереньга на трассе Ульяновск-Сызрань (на месте существовавшего до 1995 года ГП "Тереньгульский ветеринарно-санитарного утилизационного завода по производству мясо-костной муки".

Главным критерием при работе с инвестором является направление инвестиционного проекта в сельскую местность. Большое внимание уделяется социально ориентированным проектам, способствующим комплексному развитию сельских территорий.

Кроме крупных инвесторов Агентство также проводит комплексную работу по реализации мелких проектов (общей стоимостью до 1 млн. рублей), взаимодействует с малыми и средними предпринимателями, «начинающими фермерами», консультируя каждого из них о возможности участия в проводимых программах, составлении бизнес-плана, а также эффективности выбранного ими направления деятельности.

Кроме того, сотрудниками Агентства проводятся кустовые семинары для всех желающих заняться сельскохозяйственным производством. Для сельскохозяйственных предприятий в рамках «Школы агробизнеса» мы организовываем семинары практического ведения производства. В 2012 году проведено 18 семинаров с участием более 800 специалистов.

В настоящее время Агентством совместно с ОГБУ «Электронный Ульяновск» разрабатывается интерактивная карта Ульяновской области, которая наиболее полно отразит инвестиционный потенциал сельских территорий региона.

Созданная карта станет общедоступной современной логистической системой, полезной как для представителей государственной власти и инвесторов, так и для граждан, желающих переехать в сельскую местность. Готовый продукт будет содержать информацию об используемых и неиспользуемых землях, подведённых коммуникациях (электро-, газо-, водоснабжение), трудовом потенциале, имеющейся социальной инфраструктуре, работающих и заброшенных сельхозпредприятиях, реализуемых на территории данного района инвестиционных проектах и имеющихся свободных инвестиционных площадках.

 

Разработка областного закона по органическому земледелию

Один из крупнейших инвестиционных проектов, который в ближайшее время должен «приземлиться» на территории Ульяновской области «Аврора органик дейри» (США) – обработка 20 тыс. га сельскохозяйственных угодий по экологической технологии, строительство мелиоративных систем на 12 тыс. га, строительство молочной фермы на 5000 голов коров и молочного завода по производству органического молока. Общий объем инвестиций превышает 200 млн. долларов США.

Создание фермы на 5000 дойных коров и получение молока по технологии «Органик» натолкнули нас на мысль о развитии двух новых направлений на всей территории Ульяновской области:

-  Органик (Био, Эко) продукт, произведённый естественным способом, без применения химических веществ;

- Натур продукт, произведённый по традиционным технологиям, но без применения генномодифицированных веществ.

Во время переговоров с Президентом «Аврора Органик Дейри» Маркусом Пеперзаком предложена идея реализации сельскохозяйственной продукции ульяновских производителей в США после прохождения сертификации «органик». Только холдингу «Аврора» требуется ежегодно более 50 тыс. тонн экологического ячменя и 30 тыс. тонн подсолнечникового жмыха.

Таким образом, мы сформулировали направление, которое хотим вывести в отдельную отрасль, под общим принципом: «Ульяновская область – территория органик».

Для этого в течение 2013 года мы сформируем нормативную базу, которая позволит нашему региону стать лидером в Российской Федерации по производству экологической (био, органик) и натуральной продукции сельского хозяйства.

ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» подготовлен законопроект «Об органическом продукте в Ульяновской области», который вводит основные понятия органического производства, а также оговаривает государственную политику в сфере органического производства на территории Ульяновской области.

В дополнение к закону разработан порядок присвоения сельскохозяйственным товаропроизводителям статуса «Производитель органического продукта в Ульяновской области», а также положение о маркировке органических продуктов, произведённых на территории Ульяновской области. Следующим шагом станет разработка технических условий производства продукции на территории Ульяновской области, которой в последующем будет присвоен статус «Органик».

Опытом Ульяновской области в данном направлении уже заинтересовались федеральные эксперты по органическому земледелию. Некоммерческое партнерство «ЭКОКЛАСТЕР», которым разработан федеральный законопроект по экологическому земледелию, вошло в состав рабочей группы по обсуждению нашего законопроекта.

В течение февраля 2012 года проект закона пройдёт обсуждение на заседаниях рабочих групп, затем будет представлен общественности.

В еженедельном режиме проект закона и технические условия будут обсуждаться в Министерстве сельского хозяйства области в режиме скайп-конференций.

В конце мая предполагается вынести законопроект на заседание Правительства Ульяновской области.

 

 

Работа с сельскими старостами 

Закон «О сельских старостах»  в Ульяновской области был принят в октябре 2011 года. Должность сельского старосты  учреждена для оказания содействия Губернатору в реализации своих полномочий в сфере местного самоуправления.

В настоящее время подготовлена вся нормативная документация, регламентирующая работу сельского старосты:

- закон Ульяновской области от 06.10.2011 № 168-ЗО «О сельских старостах», устанавливающий основные положения работы старост;

- постановление Губернатора Ульяновской области от 10.02.2012 № 8 «О некоторых вопросах регулирования деятельности сельских старост» (с изменениями на 28.09.2012г.), устанавливающее, что деятельность сельских старост осуществляется в границах 453 сельских населённых пунктов, утверждающее их перечень, положение об удостоверении сельского старосты, а также положение о полномочиях сельского старосты;

- распоряжение Губернатора Ульяновской области от 01.06.2012 № 208-р «О системе работы с сельскими старостами», определяющее, что правовое и информационное сопровождение деятельности сельских старост осуществляет Агентство.

Законом сельским старостам как таковая заработная плата не установлена, но всё же, статьёй 6 Закона определены меры социальной поддержки сельских старост, а именно ежемесячная денежная выплата в размере стоимости социального проездного билета, а также ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату занимаемых жилых помещений, а также расходов на отопление и освещение в размере 325 рублей.

Однако, в силу того, что законом Ульяновской области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» не обеспечены источниками финансирования компенсационные выплаты сельским старостам, принят ещё один областной закон -  о приостановлении действия вышеуказанной статьи 6 вплоть до 1 января 2015 года.

В настоящее время Министерством сельского хозяйства разработан проект областного закона о внесении изменений в Закон Ульяновской области «О приостановлении действия статьи 6 Закона Ульяновской области «О сельских старостах» в части снятия приостановки со второй части данной статьи.

Министерством сельского хозяйства области определён источник финансирования на 2013 год компенсационных выплат сельским старостам в размере 325 рублей. Необходимая сумма, а именно 1,77 млн. рублей, будет перераспределена с Областной программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы на Министерство труда и социального развития области, которое является уполномоченным в сфере социальной защиты населения. Планируем, что с 2013 года сельские старосты смогут получать данную денежную компенсацию.

В настоящее время данный законопроект проходит согласование в установленном порядке.

 С 1 ноября 2012 г. Агентство дало старт началу официальных выборов сельских старост.

Реализация Закона «О сельских старостах» в 2013 году, на наш взгляд, должна быть направлена, в первую очередь, на совместную разработку Концепции устойчивого развития сельских территорий Ульяновской области до 2020 года.

На первоначальном этапе одной из совместных  задач Агентства и сельских старост мы видим проведение комплексного мониторинга сельских поселений.

Агентство уже проводит черновую работу с кандидатами в сельские старосты в районах области. Начиная с  сентября т.г. они приглашаются на все семинары, проходимые в рамках работы Школы агробизнеса в районах области, а в октябре по поручению Министра сельского хозяйства Ульяновской области проведены зональные семинары – совещания с кандидатами на должность сельских старост.

Семинары организованы представителями ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий», Фонда поручительств Ульяновской области, Департамента предпринимательства Ульяновской области, РСХБ и Сбербанка.

Кандидаты на должности сельских старост вооружаются информацией, а также методической литературой, разработанной специалистами Министерства сельского хозяйства и учеными УГСХА о господдержке малых форм хозяйствования на селе по линии Минэкономразвития РФ, Минсельхоза РФ, а также информацией о новых кредитных продуктах для последующего проецирования полученных знаний непосредственно сельским жителям.

В ходе семинаров презентована и воспринята очень позитивно «Программа создания обслуживающих производств и развития предпринимательства сельских территорий области», разработанная специалистами Агентства. Данный проект предусматривает обеспечение малых форм хозяйствования и поселений спецтехникой, необходимой для посадки картофеля, заготовки кормов и благоустройства территорий. При этом предлагаются различные варианты как по стоимости, так и по набору спецтехники.

Наряду с этим Агентство проводит активную работу в сельских районах области, в рамках работы школы агробизнеса, по участию сельских жителей в программах развития фермерских хозяйств в 2013 году.

 

Проект по поддержке местных инициатив в Ульяновской области

С 2013 года на территории Ульяновской области начнёт свою реализацию проект по поддержке местных инициатив.

Основной целью данного проекта является комплексное развитие сельских территорий, повышение уровня активности сельских жителей при решении вопросов местного значения, а также создание комфортных условий для жизни на селе.

Финансирование данных мероприятий в 2013 году будет осуществляться в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы на условиях софинансирования за счёт средств физических и юридических лиц в соотношении на 1 рубль собственных средств – 1 рубль государственных. Объём субсидий из областного бюджета на 1 проект составит не более 1,5 млн. рублей

Приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области создана рабочая группа по разработке и реализации на территории Ульяновской области проекта по поддержке местных инициатив, в состав которой вошли наиболее уважаемые и авторитетные жители Ульяновской области, высококвалифицированные эксперты.

Кроме того данным приказом утверждены критерии отбора «пилотных» площадок для реализации вышеуказанного проекта, а именно:

  • наличие в сельском населённом пункте сельского старосты, избранного в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.10.2011 № 168-ЗО «О сельских старостах»;
  •  работа в границах соответствующего сельского населённого пункта территориального общественного самоуправления (ТОСа);
  •  наличие муниципальной целевой программы развития сельских территорий муниципального образования, в границах которого расположен сельский населённый пункт;
  •  наличие программы развития сельского населённого пункта с приложением плана расходования денежных средств, утверждённой на собрании граждан;
  •  проведение на территории сельского населённого пункта пропаганды здорового образа жизни, антиалкогольной рекламы;
  •  наличие на счету территориального общественного самоуправления денежных средств, собранных населением на реализацию мероприятий программы

Денежные средства в рамках данного проекта будут поступать на счёт ТОСа, и будут носить строго целевой характер. Мероприятия, на которые необходимо направить денежные средства будут определены населением соответствующего сельского населённого пункта на собраниях граждан.

Ход реализации проекта

В настоящее время в соответствии с мероприятиями «Дорожной карты» по разработке и реализации проекта по поддержке местных инициатив в Ульяновской области проводится отбор «пилотных» площадок для реализации проекта. С этой целью на имя глав администраций муниципальных образований области направлено письмо, с приложением информации о проекте, с просьбой предоставить в срок до 29.01.2013 года список сельских населённых пунктов – потенциальных участников проекта.

После определения количества участников проекта будет подготовлено его финансово-экономическое обоснование, на основании которого будут внесены соответствующие изменения в областную программу развития сельского хозяйства области. Финансирование проекта возможно начать с июня 2013 года.

 

Создание сети магазинов шаговой доступности

В настоящее время в Министерстве сельского хозяйства Ульяновской области рассматриваются 2 концепции создания на территории Ульяновской области сети магазинов шаговой доступности:

1)                Инвестор (ООО «Дворцовый ряд – МС») предполагает строительство 40 магазинов площадью от 200 кв.м. с прилежащей к ним инфраструктурой, соответствующий фермерским магазинам (зона выносной торговли, детская площадка с элементами фермерского подворья).

2)                Инвестор (ООО «Симбирский мясной двор») предполагает строительство 20-30 магазинов площадью 100-150 кв.м. и, непосредственно, сам «пищекомбинат». Магазины, площадью 100 кв.м. предполагается, как магазины прилавочного  типа, а магазины площадью 150 кв.м. - как магазины самообслуживания, что требует 20-30 земельных участков площадью 300 кв.м.

Также рассматривается участие в процессе создания магазинов шаговой доступности ОАО «Агропромпарк» для обеспечения их складской инфраструктурой.

Принято решение о создании совместной рабочей группы из представителей каждой из сторон. Представители инвесторов и архитектуры администраций МО «город Ульяновск» и МО «город Димитровград», которые будут выезжать на место и рассматривать земельные участки под строительство магазинов. По истечении 3-х недель (примерный срок – конец февраля) Губернатор – Председатель Правительства Ульяновской области будет приглашён на совещания в г. Димитровград и г. Ульяновск по реализации данных проектов.

 

Развитие садоводства (садоводческие некоммерческие товарищества)

В Ульяновской области насчитывается 238 садовых некоммерческих товариществ и более 500 тыс. членов СНТ.

1)  В 2012 году мероприятия по поддержке и развитию садоводства проходят под лозунгом: «Сохраним и приумножим традиции Симбирского - Ульяновского садоводства».

2)  Создана дирекция садоводства и землепользования в ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» при Министерстве сельского хозяйства Ульяновской области, которая ведет разработку и реализацию проектов развития СНО по следующим направлениям:

- развитие инженерной и технической инфраструктуры;

- обеспечение транспортной доступности и обустройство дорог;

- развитие систем охраны;

- создание благоприятных условий для ведения садоводства, проживания  и отдыха граждан.

3)  В период с января по март 2012 проведены совещания в муниципальных образованиях, на территориях которых расположены основные действующие садоводческие массивы: «город Ульяновск», «город Димитровград», «город Новоульяновск», «Старомайнский район», «Чердаклинский район», «Ульяновский район», «Тереньгульский район», «Цильнинский район».

Члены правления СНТ наделены полномочиями общественных инспекторов в целях проведения обследования земельных участков на предмет соблюдения земельного и экологического законодательства, а также предотвращения пожароопасных ситуаций ввиду захламления в соответствии со статьёй 26 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»  и Соглашения, выработанного совместно с Госэконадзором Ульяновской области, Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, региональным отделением  «Союз садоводов России».

4)  В феврале стартовала Акция  "Добрый росток", организованная совместно  ОГБУ "Агентство по развитию сельских территорий", Региональным Ульяновским отделением Общероссийской Общественной Организацией «Союз садоводов России»   при  поддержке Правительства Ульяновской области и лично Губернатора - Председателя Правительства Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова.

Цель Акции: организация мероприятий по обеспечению граждан чистосортным посевным и посадочным материалом овощных, цветочных и плодово-ягодных культур отечественных сортов с гарантией в последующем  получения высокого и качественного урожая;

5)  Заключены Соглашения с ведущими институтами ВНИИСОК (г. Москва), ВНИИС им. Мичурина (г. Мичуринск), Ульяновский НИИСХ, государственными питомниками), с садоводами и предпринимателями, специализирующимися на выращивании рассады овощных и цветочных культур;

6)  Организованы демонстрационные площадки для реализации и показа рассады, саженцев и семенного картофеля в садоводческих товариществах в северной части г. Ульяновска – СНТ «Вишнёвый сад», в Заволжье – СНТ «Созидатель», «Заречное» в г. Димитровграде. Реализация осуществляется в первую очередь по заявкам от садоводческих товариществ;

7)  Открыта «Практическая школа по выращиванию овощей в закрытом грунте» в МО «Чердаклинский район», для воспитанников Крестовогородищенского детского дома. Практические и теоритические занятия  проводятся мастерами – наставниками, учёными, практиками.

8)  02 мая 2012 года проведен областной праздник «Год Садовода» в городе Сенгилей с торжественным подписанием соглашения с ОАО «Россельхозбанк» о взаимовыгодном сотрудничестве.

9)  В течение садоводческого сезона проводятся выезды совместно с МЧС России по вопросам соблюдения противопожарного законодательства на территории СНТ.

10)           Проводится работа по информированию и доведению до садоводов специальных научных знаний в рамках многочисленных тематических выездных семинаров, круглых столов и личных приемов в районах области.

11)           Кроме того, в области успешно реализуются акции: «Садоводы - детям», «Садоводы - ветеранам», «Каждой школе свой сад», в ходе которых силами садоводов и волонтёров, школьников и жителей Ульяновской области закладываются цветники, плодово-ягодные насаждения.

12)           В августе 2012 стартовала социальная Программа «Карта садовода», направленная на поддержку каждого садовода Ульяновской области.

Целью Программы «Карта Садовода» являются:

- популяризация ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйствования;

- формирование позитивного образа садовода как активного, трудолюбивого социально-ответственного человека;

- содействие экономическому развитию территорий местонахождения членов «Союза садовода России» и/или  расположения их садовых объединений;

- создание условий для всемерной поддержки садоводов и огородников.

13)           Ежемесячно организуются выезды Губернатора и членов Правительства в садоводческие товарищества региона.

14)           Специалисты дирекции участвуют в работе аналитических групп по изменению законодательства в части землепользования и ведения садоводства в Государственной  Думе РФ.

15)           15.09.2012 на территории трикотажной фабрики «РУСЬ» Железнодорожного района МО «город Ульяновск» состоялась расширенная выставка-ярмарка «Дары осени».

В выставке приняли активное участие садоводческие товарищества Железнодорожного района, группа компаний «Глобус». Кроме того, индивидуальные предприниматели представили хлебопекарную продукцию, рассаду плодово-ягодных и декоративных культур. По итогам выставки-ярмарки все участники были награждены ценными подарками и призами.

16)           Дирекцией садоводства и землепользования организованы выставки выращенной и переработанной продукции садоводами-любителями в период проведения сельскохозяйственных ярмарок в Заволжском, Ленинском и Железнодорожном районах города Ульяновска.

17)           В октябре 2012 года создан координационный совет при  ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» с представителями НП «Союз садоводов города Ульяновска» и Ульяновской областной общественной организации  производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед».

18)           22.10.2012 в Государственной Думе Российской Федерации общероссийская общественная организация «Союз Садоводов России» провела заседание на тему «О необходимости изменения законодательства о садоводческих некоммерческих объединениях граждан».

В работе совещания от Ульяновской области приняла участие Руководитель дирекции садоводства и землепользования  ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» Н.А. Федорычева, которая  рассказала о позитивном опыте совместной работы региональных властей и садоводов и реализации  программы по модернизации инфраструктуры СНТ в Ульяновской области.

19)           29 октября 2012 года на базе ГБОУ ДОД «Областной детский оздоровительно – образовательный центр «Юность» (г. Димитровград) состоялся областной слёт «Планета трудовых объединений школьников – 2012». Дирекция садоводства и землепользования  ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» приняла активное участие в подготовке и проведении данного мероприятия.

20)           Дирекцией организовано:

- еженедельно (по средам) ведется  прием по личным вопросам на базе НП «Союз садоводов города Ульяновска» по адресу: г. Ульяновск, ул.Можайского,9

- консультации по участию в мероприятиях по поддержке и развитию садоводства и созданию потребительских садоводческих кооперативов.

- еженедельные выездные совещания с участием администраций муниципальных образований, министерств и ведомств, подрядных организаций, региональных СМИ

- рассмотрение обращений граждан с выездом на место.

- работает Координационный центр садоводства и огородничества по адресу: г. Ульяновск, ул.Можайского,9

- работает Общественная приемная Ульяновского регионального отделения «Союз садоводов России» по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, 1, каб. №223

- участие граждан, ведущих садоводство в сельскохозяйственных ярмарках

- Проведение социально-значимых мероприятий совместно с ведущими промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Ульяновской области.

 

 

Заместитель Председателя

Правительства Ульяновской области-

Министр сельского хозяйства                                                   А.В. Чепухин 


 [З1]возможен вариант ВЦП

 [З2]возможен вариант ВЦП

 [З3]возможен вариант ВЦП

 


Интернет-портал Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области


г. Ульяновск, ул. Радищева, д.5
432011
Приёмная: (8422) 44-06-49;
67-68-67(доб. 562)
Факс: (8422) 44-06-49
e-mail: info@mcx73.ru
СХЕМА ПРОЕЗДА ››